в

В мажилисе страны бьют тревогу по поводу закредитованности населения

По данным Национального банка Республики Казахстан, объем просроченной задолженности физических лиц, по которым нет оплаты более 90 дней, вырос с 1 марта по 1 мая 2023 года с 504 млрд. тенге до 549 млрд. тенге, а доля к общему объему просроченной задолженности с 51% до 58%. Стабильный рост неработающих займов физических лиц обусловлен не только неэффективностью работы финансовых институтов и коллекторских агентств, но и стремлением финансовых институтов к максимальной выдаче потребительских кредитов физическим лицам для получения сверхприбыли, игнорируя нормативные акты уполномоченного органа.

Депутаты мажилиса в своём запросе на имя премьера и председателя Нацбанка утверждают, что государство в лице уполномоченного органа самоустранилось от вопроса закредитованности населения Республики Казахстан.

«Прошу сформировать информацию по уровню просроченной задолженности в банках второго уровня, микрофинансовых организаций, ломбардах, кредитных товариществах и коллекторских агентствах в разрезе регионов с учетом места прописки заемщиков, в том числе с указанием количества и сумм проблемных займов», — пишут мажилисмены.

По их данным, в депутатском запросе от 26 апреля 2023 года ими было рекомендовано внедрить систему digital-id при выдаче онлайн-кредитов, в целях исключения интернет-мошенничества, а также проработать вопрос о признании финансового института солидарно потерпевшей стороной наравне с физическим лицом при подтверждении уполномоченным органом фактов мошенничества для того, чтобы к пострадавшим не применялись мероприятия по возврату денежных средств.

В ответ на данный вопрос правительством Республики Казахстан представлена информация о том, что «установлена обязанность банков и МФО предоставлять электронные услуги физическим лицам с использованием электронной цифровой подписи, динамической и биометрической идентификации или уникального идентификатора пользователя и пароля. Также при предоставлении микрокредитов МФО обязаны осуществлять сверку номеров телефонов заявителей с данными операторов мобильной связи, также, что в 2021 году для МФО установлен запрет на проведение взыскания, начисление вознаграждения, пени и штрафов по фиктивным кредитам в случае внесения представления органов полиции о признании заемщика потерпевшим. Аналогичные требования будут установлены и для банков. Для этого АРРФР разработан соответствующий меморандум, который будет подписан совместно с банками».

Однако не все финансовые институты на сегодняшний день предоставляют электронные услуги с использованием электронной цифровой подписи, динамической и биометрической идентификации или уникального идентификатора пользователя и пароля.

«В связи с чем, считаем необходимым, чтобы Национальный банк Республики Казахстан провел проверку по данному вопросу и выяснил, какие финансовые институты не внедрили указанные выше инструменты.

Что касается признания заемщика потерпевшим хотим сообщить, что на сегодняшний день судебная практика в данной ситуации на стороне финансового института. Так в 2022 году на одно физическое лицо через телефонный звонок мошенник, представившись сотрудником банка, оформил займы в двух банках на 9 млн.тенге. Данное физическое лицо обратилось в органы внутренних дел и его признали потерпевшим. Далее физическое лицо обратилось в суд о понуждении приостановления взыскания по данным займам на основании признания его потерпевшим, однако судья Медеуского районного суда отказал в удовлетворении иска, посчитав, что банки не несут ответственность после выдачи займов.

У нас возникает резонный вопрос, почему не установлен подобный запрет на проведение взыскания, начисление вознаграждения, пени и штрафов по кредитам в случае внесения представления органов полиции о признании заемщика потерпевшим для банков второго уровня, кредитных товариществ, ломбардов и коллекторских агентств. Сегодня нам всем важно увидеть реальную ситуацию, в том числе на рынке купли-продажи проблемных займов. В своем запросе нами рекомендовано АРРФР взять под контроль и непосредственно участвовать в процессах реализации и регистрации сделок по купле-продаже проблемных займов между финансовыми институтами и коллекторскими агентствами», — уверены народные избранники.

Они считают, что этот вопрос необходимо детально рассмотреть с привлечением независимых экспертов, так как законодательством уже предусмотрена процедура урегулирования проблемной задолженности, но участники рынка купли-продажи проблемных займов игнорируют данную норму, как не обязательную. Кроме того, они высказали ряд пожеланий к правительству, Нацбанку и Агентству Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

«Нужно провести анализ выданных займов физическим лицам банками второго уровня, микрофинансовыми организациями, ломбардами и кредитными товариществами с 2017 года по сегодняшний день на предмет выявления нарушений в части выдачи займов физическим лицам с превышением коэффициента долговой нагрузки, осуществить проверку выдачи займов Банком Центр Кредит, Каспий банком и Банком Фридом финанс медицинскому работнику, выдавших 3 (три) займа в течение двух лет, увеличив долговую нагрузку с 129 тыс.тенге до 360 тыс.тенге при заработной плате в 215 тыс.тенге. По итогам проведенной проверки сообщить о принятых мерах в отношении указанных банков; предоставить информацию по уровню просроченной задолженности по проблемным займам с просрочками более 30, 60 и 90 дней в разрезе регионов с учетом места прописки заемщиков с указанием количества и сумм проблемных займов, а также в разрезе банков второго уровня, ломбардов, кредитных товариществ, микрофинансовых организаций и коллекторских агентств», — говорится в официальном запросе.

В Астане выступят военные оркестры восьми стран мира

В Шемонаихе скончались двое мужчин, пострадавших во время взрыва на газозаправочной станции