Подробные инструкции утверждены приказом генерального прокурора страны.
В частности, там написано, что руководителям органов прокуратуры рекомендуется в течение рабочего времени проводить мониторинг информационной системы ЕРДР на предмет поступления на согласование либо утверждение процессуальных решений от органа уголовного преследования, а с момента поступления КПР своевременно отписывать его для проверки законности уполномоченным либо процессуальным прокурорам согласно зонально-предметному распределению.
Также в процессе мониторинга нужно контролировать предусмотренные УПК сроки, а также проверять законность и обоснованность принятого уполномоченным либо процессуальным прокурором решения о согласовании или отказе в согласовании КПР.
Не стоит забывать и о том, что в целях обеспечения стабильности надзора, исключения принятия противоречивых решений по делу, поручать проверку всех КПР по конкретному уголовному делу одному уполномоченному прокурору. Главное — обеспечивать заблаговременную проверку и подписание подготовленных уполномоченными прокурорами проектов процессуальных документов.
Задачи и приоритетные направления надзорных органов определены следующие:
- защита и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства;
- выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;
- координация деятельности правоохранительных и иных государственных органов в сфере борьбы с преступностью.
- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе, предупреждение и профилактика пыток;
- качественное и своевременное рассмотрение обращений участников уголовного процесса;
- обеспечение прав участников уголовного процесса на возмещение ущерба, причиненного уголовными правонарушениями;
- осуществление особого надзора по уголовным делам о насильственных преступлениях сексуального характера в отношении несовершеннолетних.
Что касается порядка проведения вышестоящей прокуратурой ведомственного контроля за решениями нижестоящих прокуратур о согласовании или отказе, то прокуроры областей осуществляют ведомственный контроль и несут персональную ответственность за законность, обоснованность и своевременность согласования и утверждения (отказ в согласовании, утверждении) нижестоящими прокурорами КПР по уголовным делам.
Зональные прокуроры подразделений УП прокуратур областей проводят постоянный мониторинг информационной системы ЕРДР, изучают законность и своевременность принимаемых горрайпрокуратурами решений (согласование, отказ в согласовании, утверждение, отказ в утверждении), оперативно реагируют на незаконные решения, принимают меры по своевременному устранению выявленных нарушений и недостатков.
Указанные решения зональными прокурорами подразделений УП прокуратур областей изучаются в течение 10 суток со дня согласования (отказа в согласовании) либо утверждения (отказа в утверждении) КПР нижестоящей прокуратурой. В случае несогласия с принятым решением зональный прокурор подразделения УП прокуратуры области готовит проект постановления об его отмене, который вносится для подписания руководству прокуратуры области, начальнику подразделения УП прокуратуры области.
Выявленные нарушения в деятельности нижестоящих прокуратур и поднадзорных им органах, в особенности системного характера, оформляются в виде критических замечаний, экспресс-анализов и информационных писем Службы и прокуратур областей, а также включаются в Реестр нарушений и другие материалы на итоговые коллегии органов прокуратуры.