в

В туристическом Восточном Казахстане большая конкуренция среди гидов, но мало туристов

Фото: Instagram | @lyubasha_fototravel

В последние несколько лет туризм в Восточном Казахстане набирает обороты. Все чаще можно встретить объявления от турагентств, баз отдых и гидов, завлекающие в удивительное путешествие как в пределах города, так и области.

Природа ВКО создана для туризма в любое время года. Зимой особой популярностью пользуются горнолыжные курорты, весной и осенью нам предлагают походы и рафтинг по горным рекам, а летом запросто можно собраться и в многодневный тур. Если вы считаете себя опытным туристом и хорошо знаете места, конечно, можно отправиться в путешествие самостоятельно. Ну, а если опыта не много и собираетесь в неизведанный край, на помощь приходят гиды. Они предложат готовый маршрут, организуют безопасный поход.

Фото: Instagram | @lyubasha_fototravel

О том, в чем отличие так называемых «попсовых» туров от «не попсовых» и как обстоит ситуация на рынке туризма, в интервью «SOZ Media» рассказала туроператор Светлана Чакилева.

SOZMEDIA:
— Светлана, сколько лет Вы водите туры по ВКО? С чего начинали? Сколько инструкторов-гидов в Вашей команде?

CВЕТЛАНА ЧАКИЛЕВА: — Мы ходим в походы с детства. Пять лет назад возникло желание показать людям эти красоты. Начали с однодневных туров, потом увеличили количество дней. Разработали тур к Белухе. С каждым годом увеличивали количество туров. Сейчас у нас там уютный базовый лагерь. Основное направление «Конно-пешее путешествие на Алтай к Белухе», так же большое количество джиптуров. По запросу организуем тимбилдинги и корпоративы на природе. На постоянной основе у нас работают пять инструкторов-гидов и пять аутсорсеров.

Фото: Instagram | @lyubasha_fototravel
SOZMEDIA:
— Сейчас в ВКО достаточно большая конкуренция среди гидов? Чем отличаются Ваши туры от других?

CВЕТЛАНА ЧАКИЛЕВА: — Конкуренция среди гидов большая. Очень много молодых ребят выходят на эту площадку. Думаю, мы отличаемся качеством, квалификцией гидов. Подходим к делу с душой, с акцентом на безопасность.

SOZMEDIA:
— Какие места в ВКО больше всего любят посещать туристы? Чем отличаются «попсовые» туры от «непопсовых»? Разница в цене и комфорте?
Фото: Instagram | @lyubasha_fototravel

CВЕТЛАНА ЧАКИЛЕВА: — Популярные места в нашем регионе: гора Белуха, Катон-Карагай, Риддер, Киин-Кериш. Эти места можно назвать «попсовыми», то есть популярными. Туристы очень любят места, которые известны. А вот «не попсовые» — это места, которые не на слуху. Но они не менее красивые, интересные. Там меньше людей. Туда, как правило, идут люди знающие, которые побывали в популярных местах. Насчет разницы в комфорте – вопрос неоднозначный. Потому что в разных видах туров разный уровень комфорта. Если это треккинг с рюкзаками – о каком комфорте может идти речь. Если джип-тур – он будет комфортным. Но и трехдневный тур бывает сложным, а десятидневный – относительно легким. Не важно, по известным местам он проходит или нет. Разница в цене будет зависеть от того, групповой тур или индивидуальный. Если записывается не много людей, цена будет чуть выше. Если групповой тур, не важно, по заявке или расписанию, он будет дешевле.

SOZMEDIA:
— Вы с командой сами разрабатываете новые туристические маршруты? Какой из них самый протяженный по расстоянию и времени?
Фото: Instagram | @lyubasha_fototravel

CВЕТЛАНА ЧАКИЛЕВА: — Так как мы выросли в Восточном Казахстане, нас отец водил по горам, очень много маршрутов мы знаем сами. Много составляем исходя из личного опыта. Мы знаем, куда ходить не надо. Например, места для неподготовленных людей непроходимые, где можно натерпеться, устать, а ничего красивого не увидеть. Либо есть захватывающее место с очень сложными подходами. Самый протяженный маршрут – в «Гости к Белухе» — десятидневный тур. В прошлом году делали пятнадцатидневный тур.

SOZMEDIA:
— Белуха известна как место мистическое. И, говорят, показывается сама гора тоже не всем. Во время туров туда происходили какие-нибудь необычные события?

CВЕТЛАНА ЧАКИЛЕВА: — Под Белухой очень быстро исполняются желания. Если люди озвучивают что-нибудь в шутку, это начинает исполняться. Мы всегда туристов «предупреждаем», чтобы они следили даже за мыслями. Было такое, что во время хорошей погоды мы слушали песню про дождь, начали подпевать и погода стала портиться.

Есть еще история. Под Белухой на курумнике, на скалах, растет горная смородина. А один из туристов, который ходил с нами не в первый раз, сказал, что очень хочет пойти на место, где растет смородина. Очень ему хотелось заварить с ней чай, с собой набрать. А к этому месту мы подошли бы только через пару дней. В это момент в лагерь заходят туристы из другой группы, которым мы помогли ранее. Они зашли нас отблагодарить. И тут же подходит турист и протягивает горсть горной смородины. Говорит, были на маршруте, не знал, как отблагодарить, вот набрал для вас листьев. Захожу в столовую, где сидит наш турист, протягиваю ему листья. Он был просто в шоке. Только пожелал, и тут же желание сбылось!

Фото: Instagram | @lyubasha_fototravel

История была еще с одной группой. Они возвращались поздно с маршрута. А путь проходил вброд через реку. Вечер, холодало. Они обсуждали с гидом, как бы сделать так, чтобы реку не переходить, не разуваться, и, тут же, с обратной стороны реки появляется коневод с не гружеными конями. По просьбе коневод перевез всех наших туристов через эту реку. Если желания, намерения «чистые», то быстро исполняются.

SOZMEDIA:
— Чаще всего в туры по новым маршрутам записываются наши соотечественники или иностранцы?

CВЕТЛАНА ЧАКИЛЕВА: — Мы начали развивать в то время, когда случилась пандемия и иностранные туристы, в принципе, не могли к нам попасть. Больше путешествовали казахстанцы. Когда границы открылись, стали иностранные туристы приезжать, что очень радует.

SOZMEDIA:
— Ожидать ли туристам новых маршрутов этим летом?

CВЕТЛАНА ЧАКИЛЕВА: — Акцент мы сделали на популярные маршруты. Там больше вероятности набрать группу. Пока нет смысла внедрять новые маршруты на большое количество людей – это не рентабельно. Новые маршруты открыты по индивидуальным заявкам, в зависимости от того, что именно люди хотят увидеть.

В Казахстане намного реже и меньше пользуются системами денежных переводов, чем в 2022 году

Семь устькаменогорцев отравились шаурмой и обратились за помощью к медикам