В Кабмин поступил запрос из парламента страны. В нём депутаты мажилиса напоминают, что в 2022 году глава государства Касым-Жомарт Токаев поставил перед правительством задачу разработки новых Водного, Налогового, Градостроительного кодексов. Эти поручения были вновь озвучены в Посланиях 2023 года. Данные законопроекты имеют решающее значение в рамках перехода Казахстана на новую экономическую модель.
«Однако работу по разработке новых кодексов правительство затянуло, о чем еще раз отметил глава государства 7 февраля т.г. на расширенном заседании правительства. В настоящее время в мажилисе парламента обсуждается проект Строительного кодекса, который был раскритикован президентом страны. Цитирую президента: «Полтора года назад я поручал разработать Градостроительный кодекс, соответствующий лучшим мировым практикам. В мой адрес поступает много обращений, что проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений». Так как Градостроительный кодекс имеет высокие ожидания в обществе, особенно после алматинского землетрясения. В данной отрасли накопились острые вопросы по незаконной и точечной застройке, качеству строительства, безопасности сооружений, жесткому соблюдению архитектурностроительных норм, комплексной градостроительной экспертизе. Многие эксперты отметили, что проект кодекса нацелен конкретно только на строительство. В нем нет определения этапов строительства проектов. Основное регулирование положено на те периоды реализации этапов, где начинается финансирование. Это обусловлено тем, что всех интересует денежные средства, а не подготовка объекта, его планировка, соблюдение законов, нормативов, получения высококачественной строительной продукции», — считают мажилисмены.
Парламентарии отмечают, что в ходе презентации законопроекта им представили Строительный кодекс. Министерство промышленности и строительства не смогло дать обоснование, почему поручение президента страны по разработке Градостроительного кодекса закончилось разработкой Строительного кодекса. Кроме того, по их данным, проект Строительного кодекса разрабатывался в рамках государственного задания. Но в соответствии с Бюджетным кодексом такой вид работы не может отдельно финансироваться, так как это непосредственная ответственность министерства, их задача и обязанность. Но, несмотря на это, постановлением правительства данная услуга заказана у курируемым ими же АО «Казахский научно-исследовательский и проектный институт строительства и архитектуры». На разработку проекта Строительного кодекса в 2023 году выделено 382,5 млн тенге. В то же время ряд важных законопроектов, рассматриваемых сегодня, подготовлены без каких-либо затрат из бюджета.
«Отсюда возникает вопрос – как случилось, что не менее важные законодательные акты возможно подготовить, не затрачивая бюджетных средств, а написание Строительного кодекса, который не выдержал общественной, профессиональной критики, потребовало немалого специального финансирования в размере 382,5 млн. тенге? Мы считаем, что данные деньги были использованы не по назначению. Глава государства неслучайно отметил, что Строительный кодекс представляет собой свод действующих норм, и не содержит новых подходов и решений. Несложно с помощью программы «Антиплагиат» установить, что проект Строительного кодекса вобрал в себя содержание трех действующих законов: «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», «О жилищных отношениях», «О долевом участии в жилищном строительстве». При этом, оригинальность текста составила менее 1 процента. Получается, министерство на разработку 240-страничного, почти полностью переписанного проекта кодекса, за каждую страницу заплатило порядка 1,6 млн. тенге. Выходит, головное министерство передало написание важного законопроекта подведомственной организации и допустило необоснованное расходование государственных средств», — возмущены авторы запроса.
По информации депутатов, ситуация, сложившаяся вокруг подготовки проекта Строительного кодекса, не является единичным случаем. Например, проект Водного кодекса передан в работу мажилиса без экологической экспертизы, вопреки действующему законодательству. Также глава государства неоднократно указывал на разработку нового Налогового кодекса. Уже прошло больше года, но до сих пор Налоговый кодекс находится только на стадии разработки. Есть опасения, что в текущей сессии мажилис так и не получит его в работу.
«Что это? Некомпетентность Правительства или же равнодушие? На основании вышеизложенного просим:
- Представить позицию по вопросу разработки проекта Строительного кодекса вместо Градостроительного.
- Провести внутреннее служебное расследование и разбирательство по растрате государственных денег на некачественную разработку проектаСтроительного кодекса. В случае подтверждения нецелевого использование обеспечить возврат средств в государственный бюджет.
- Усилить персональную ответственность руководителей государственных органов за некачественное и несвоевременное исполнение поручений главы государства», — резюмируют авторы запроса.