Государственный фонд социального страхования (далее – ГФСС) подвел промежуточные итоги пилотного проекта по автоматическому назначению социальных выплат, запущенного 15 октября 2025 года. За два месяца работы нового алгоритма, направленного на исключение человеческого фактора, системой было рассмотрено 33 743 заявления, из которых по 17 284 приняты положительные решения в автоматическом режиме.
Основная цель внедрения нового подхода – сокращение сроков оказания государственных услуг до одного рабочего дня и повышение прозрачности процессов за счет оптимизации ключевых этапов рассмотрения заявок.
Проект охватывает электронные макеты дел, сформированные на основе заявлений, поступивших через портал «Электронного правительства» (egov.kz), Электронную биржу труда (enbek.kz), мобильные приложения банков второго уровня и проактивную услугу.
Электронные заявления проходят комплексную проверку в информационных системах государственных органов. Система автоматически подтверждает наступление права на получение выплаты, своевременность и корректность уплаты социальных отчислений, а также наличие полного пакета документов.
Если заявление соответствует установленным критериям, решение принимается автоматически, после чего заявителю направляется SMS-уведомление. Человеческое участие в принятии решений по таким заявлениям полностью исключено. В случае выявления системой каких-либо несоответствий, электронный макет дела автоматически передается на рассмотрение специалистам филиалов ГФСС.
Стоит отметить, что пилотный проект предусматривает автоматическое вынесение решений не только о назначении, но и об отказе, перерасчете размеров, приостановлении и прекращении социальных выплат. Мониторинг корректности автоматических решений ведется специалистами ГФСС в ежедневном режиме.

