В 2020 году водитель автобуса в городе Алтай совершил наезд на гражданина, двигавшегося на велосипеде. На момент ДТП автобус был зарегистрирован за индивидуальным предпринимателем, а ответчик работал у него в качестве водителя на основании трудового договора. Велосипедист погиб.
Истцы обратились в суд района Алтай с иском о взыскании с ИП и водителя автобуса морального вреда, мотивировав тем, что в результате ДТП погиб их близкий человек. Моральный вред выразился в физических и нравственных страданиях, как физическая боль, подавленность, гнев, отчаяние, ущербность, дискомфортное состояние. Просили взыскать с ответчиков 10 000 000 тенге.
В отзыве ответчик предприниматель иск не признал в полном объеме, а ответчик признал частично.
В ходе судебного заседания, стороной ответчиков доказательств о том, что ДТП произошло вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, не представлено.
Выслушав объяснения сторон, оценив предоставленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что требования истцов о взыскании с водителя суммы морального вреда удовлетворению не подлежат, поскольку бремя возмещения такого вреда законодателем возложена на собственника транспортного средства, каковым является предприниматель.
Исходя из критериев разумности и справедливости, суд удовлетворил частично иск и взыскал сумму морального вреда с ИП в размере 4 млн тенге в пользу истцов.