В правительство РК поступил запрос из сената страны. В нём депутаты указывают на то, что вопросы об уровне подготовки и повышения квалификации казахстанских педагогов имеют стратегическую важность. В то же время, они должны рассматриваться более глубоко, с пониманием всего спектра причин, следствий и возможных рисков, как для системы образования, так и национальных интересов. Системное профессиональное образование педагогических кадров – это стратегический аспект успешного развития экономики, государства и нации. Тем более, согласно прогнозам ОЭСР, в ближайшее десятилетие в Казахстане предстоит обновить порядка одной трети всего нынешнего педагогического состава. При этом важно видеть чёткую последовательность в решении ряда важных проблем, требующих неотложного внимания.
Во-первых, необходимо начать с мер, направленных на повышение качества подготовки педагогических кадров. По данным ОЗП (Оценка знаний педагогов, проводимая Национальным центром тестирования МНВО) выпускников вузов, уровень их подготовки значительно дифференцируется в региональном и внутрирегиональном разрезе. В 2024 году только 3490 выпускников, или 45,6 % из 7 653, преодолели порог в 50 %. Налаживание эффективной системы «доучивания» могло бы способствовать исправлению ситуации. Однозначно, что качество педагогов напрямую определяет качество образования, при этом вуз и студент несут солидарную ответственность за результат. В случае невозможности подтверждения квалификации при выпуске и сдаче ОЗП требуется обязательное прохождение дополнительной подготовки до достижения необходимых компетенций, как это практикуется в мировых вузах.
Во-вторых, требует системного анализа проблема нехватки и оценки качественного состава педагогов. В стране отсутствует четкое представление о потребности в педагогических кадрах по регионам, а также системный анализ присвоения квалификации. Согласно данным уполномоченного органа, процедуру аттестации планируется объективизировать с введением платформы «Ұстаз», оцифровкой на ней всех решений и введением доказательной базы реальной практики педагогов. Это важное и своевременное направление должно стать основой единой площадки мониторинга с методикой расчета и прогнозирования потребности в кадрах, а также отслеживания их квалификационных категорий. По данному направлению важно объединить в единый алгоритм усилия Министерства просвещения, науки и высшего образования и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. Здесь также требуются целенаправленные меры со стороны государства, включая, финансовое и организационное сопровождение исследовательской работы.
В-третьих, представляются недостаточными инструменты государственного регулирования деятельности структур, занимающихся вопросами повышения квалификации педагогических кадров. Причём вовсе отсутствуют такие механизмы контроля, как лицензирование провайдеров и мониторинг качества. По данным министерства просвещения, сегодня более 100 организаций, преимущественно частных, входят в Государственный реестр по проведению курсов для педагогов. В то же время многие структуры ведут свою деятельность, в том числе через платформы в Интернете, без какой-либо ответственности и отчётности перед профильными организациями. Есть случаи формального проведения ряда курсов. Это ведет к росту бесконтрольности процесса повышения квалификации учителей. Известны многочисленные случаи передачи образовательных услуг в конкурентную среду, что привело к серьезным социальным последствиям и точно не способствовало повышению качества образования. Более того, в таких условиях самый главный вопрос — каковы механизмы ответственности.
«Без комплексного внимания к вопросам последовательного формирования в Казахстане частного кластера услуг по повышению квалификации учительских кадров постановка вопроса о переходе к ваучерной системе в этой сфере представляется преждевременной», — уверен ряд сенаторов.
В-четвертых, по их мнению, пока не просматривается требуемая системность и подотчётность в работе по реализации задачи, поставленной главой государства по созданию целостного и эффективного кластера профессионального развития казахстанских учителей. Безусловно, данные вопросы активно прорабатываются по линии уполномоченного органа — министерства просвещения, вырабатываются и апробируются новаторские подходы к организации переподготовки и непрерывного обучения педагогов. Однако важно понимать, что этот рынок становится всё более объёмным и, вместе с тем, возрастают различного рода риски. Причем многие из них, так или иначе, затрагивают вопросы национальной безопасности, способны нивелировать процесс формирования казахстанской идентичности.
В этих условиях отказываться от государственной монополии на деятельность по повышению квалификации педагогов было бы непродуктивным. Наоборот, централизованный государственный контроль и координация системы повышения квалификации казахстанских учителей в рамках ГОСО требует прямого нормативного регулирования. Эта функция должна быть закреплена за государственным институтом – Национальным центром повышения квалификации «Орлеу», подконтрольным и несущим ответственность перед уполномоченным органом и Правительством. В его компетенцию должно входить не только проведение курсов, но и распределение, а также контроль за программами повышения квалификации, реализуемыми другими провайдерами. Это потребует соответствующей нормативной регламентации и проработки данного вопроса.
В целом, системное повышение квалификации педагогических кадров – одна из центральных задач государственной политики Республики Казахстан в области образования на ближайшие годы. При детальной, качественной проработке поднятой в запросе проблематике и реализации соответствующих мер, вне сомнений, откроются новые перспективы не только для национальной системы образования, но и для развития всего Казахстана.
Подписавшиеся под запросом парламентарии считают, что в связи с этим необходимо:
— разработать механизм, согласно которому выпускники педагогических вузов, не подтвердившие свою квалификацию, обязаны пройти дополнительную подготовку до достижения требуемого уровня, финансовая ответственность за допольнительные траты при грантовом обучении должен нести ВУЗ, при платном – студент.
— разработать единую методику прогнозирования потребности в педагогических кадрах с учетом региональных особенностей и динамики развития образовательной системы;
— внедрить цифровые решения для мониторинга количественного и качественного состава педагогов, их квалификационных категорий и профессионального роста;
— усилить механизмы регламентации деятельности организаций, предоставляющих услуги по повышению квалификации педагогов, включая проработку вопроса их лицензирования;
— определить и законодательно закрепить функции государственных структур по регулированию, надзору и контролю за процессом повышения квалификации педагогов, обеспечив их ответственность за соответствие программ установленным стандартам.