Комитет по защите прав потребителей министерства торговли и интеграции опубликовал доклад правительству о результатах работы и ситуации в сфере защиты прав потребителей.
Согласно докладу, за 9 месяцев 2024 года Комитетом и его территориальными подразделениями было рассмотрено порядка 43 тысяч обращений потребителей, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот рост, по мнению Комитета, свидетельствует как о росте нарушений со стороны предпринимателей, так и о повышении уровня правовой грамотности населения.
Наибольшее количество жалоб поступило в сфере розничной и электронной торговли. Потребители жалуются на отказ в обмене и возврате товаров, некачественные услуги, мошенничество и отсутствие информации о продавцах.
Комитетом проведено 876 внеплановых проверок и 186 профилактических мероприятий.
По итогам проверок:
- Привлечено к административной ответственности 75 субъектов бизнеса.
- Наложено штрафов на общую сумму 4,5 млн. тенге.
- Выдано 1012 предупреждений.
- Оказана правовая помощь 14 322 потребителям.
- Защищены права потребителей на общую сумму 1 364,9 млн. тенге.
Комитет также поддерживает законодательные инициативы по ужесточению ответственности за нарушения в сфере защиты прав потребителей, в частности, за недобросовестную электронную торговлю.
В рамках проекта общественные объединения потребителей провели ряд мероприятий по выявлению некачественной и небезопасной продукции. За 9 месяцев 2024 года:
- Отобрано 1423 вида продукции.
- Выявлено 978 нарушений, в том числе 814 нарушений по маркировке товаров и 164 санитарных нарушений.
- Привлечено к административной ответственности 224 субъекта предпринимательства.
- Отменены или приостановлены декларации соответствия по 43 видам продукции.
В ближайшие месяцы Комитет планирует сосредоточиться на сопровождении законопроектов о защите прав потребителей в парламенте, проведении социсследований, просветительной деятельности и ужесточении административных норм за нарушения.