На рассмотрение мажилиса вносятся в первом чтении инициированные депутатами поправки в Закон «О почте», сообщает пресс-служба палаты парламента. Предлагаемые изменения направлены на развитие рынка почтовой связи, упрощение и совершенствование механизмов доставки почтовых отправлений, уточнение порядка размещения почтоматов, совершенствование деятельности уполномоченного органа в области почты.
В частности, предполагается, что изменения почты связаны с необходимостью сохранить и перезагрузить существующую почтовую инфраструктуру. И это прежде всего связано с ростом электронной коммерции.
По словам депутата мажилиса Екатерины Смышляевой, клиенты «Казпочты» – это прежде всего жители сельских регионов. В отдаленных населенных пунктах отделения «Казпочты» выполняют функции не только почтовых отделений, но и банков, а также центров обслуживания населения, ключевого поставщика почтовых, финансовых и агентских услуг, обеспечивая доступ к необходимым сервисам.
Но почта еще и сервис для пользователей электронной коммерции. Она сообщила, что в 2023 году объем розничной электронной торговли в нашей стране достиг 2,4 триллиона тенге. При этом у «Казпочты» уже существуют профессиональная курьерская служба, возможности развитой инфраструктуры, широкий логистический функционал. И она активно встраивается в среду маркетплейсов.
Проектом закона также исключается понятие почтовый ящик, при этом вводятся так называемые постоматы. Это ячейки, из которых бесконтактным методом можно забрать товар или посылку. Многие маркетплейсы используют эти конструкции. Постоматы часто размещаются на общественных или коммерческих территориях, что требует регулирования их установки, аренды и эксплуатации, чтобы избежать монополизации и создания неудобств для других.
Всего «Казпочта» имеет 1800 сельских отделений почтовой связи по всей территории Казахстана. Кроме традиционных почтовых услуг в филиалах происходит прием коммунальных платежей, выплата и доставка пенсии, пособий, оплата мобильных услуг, открытие счетов, снятие наличных, погашение кредитов БВУ. Есть филиалы, которые выполняют и другие функции, например, реализация ЖД-билетов.
Именно поэтому, считает Екатерина Смышляева, критически важно сохранить инфраструктуру национального оператора.