Цифровой контент стал основным источником информации для многих людей, но как показал опубликованный опрос ЮНЕСКО, 62 процента его создателей не проводят строгую и систематическую проверку фактов перед тем, как поделиться информацией. Вместе с тем 73 процента респондентов выразили желание научится этому.
«Создатели цифрового контента заняли важное место в мировой информационной экосистеме и привлекли внимание миллионов людей к культурным, социальным или политическим новостям. Но многие из них сталкиваются с дезинформацией и языком вражды в онлайн-пространстве и хотят пройти обучение для борьбы с этими явлениями», – сказала Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.
Опрос ЮНЕСКО «Перед экраном» – это первый глобальный анализ мотивации и поведения создателей цифрового контента, а также проблем, с которыми они сталкиваются. В нем приняли участие 500 «инфлюэнсеров» [блогер, пользователь социальных сетей, потенциально способный повлиять на мнения и поведение широкой аудитории] из 45 стран, а также были привлечены эксперты специальной исследовательской группы Университета Боулинг-Грин, США.
Опрос показал, что проверка фактов при создании цифрового контента не является нормой. Кроме того, его создатели испытывают трудности с определением наилучших критериев оценки достоверности информации, которую они находят в интернете.
42 процента респондентов заявили, что в качестве основного показателя они используют «количество “лайков” и “репостов”, полученных публикацией» в социальных сетях. 21 процент респондентов готов поделиться контентом со своей аудиторией, если его разместили «друзья, которым они доверяют», а 19 процентов заявили, что полагаются «на репутацию» автора.
Как отмечают в ЮНЕСКО помощь в проверке надежности информации влиятельным блогерам и другим пользователям соцсетей могли бы оказать профессиональные журналисты, однако два эти сообщества не всегда прочно связаны и редко сотрудничают друг с другом.
Крупные новостные СМИ являются лишь третьим по распространенности источником для создателей цифрового контента после их собственных исследований и интервью, информацию из них черпают лишь 36,9 процента инфлюэнсеров.
Опрос также показал, что большинство создателей цифрового контента (59 процентов) либо вообще не знакомы с нормативными рамками и международными стандартами, касающимися цифровых коммуникаций, либо только слышали о них. Лишь немногим более половины респондентов (56,4 процента) знают о соответствующих программах обучения. И только 13,9 процента из тех, кто знает об этих программах, участвовали в них.
Из-за отсутствия правовой грамотности в этой сфере создатели цифрового контента могут оказаться в трудном положении и в некоторых случаях даже подвергнуться судебному преследованию. Они также часто не знают, как отстаивать свои права, когда кто-то пытается цензурировать их деятельность или вести себя агрессивно по отношению к ним.
Например, около трети (32,3 процента) создателей цифрового контента сообщили о том, что подвергались нападкам с использованием языка ненависти. Но только 20,4 процента из них пожаловались на подобные случаи модераторам соцсетей.