Согласно прогнозам, опубликованным в последнем выпуске доклада Всемирного банка «Перспективы товарно-сырьевых рынков», в 2025 году мировые цены на сырьевые товары упадут до пятилетнего минимума на фоне перенасыщения рынка нефти, которое настолько значительно, что может смягчить ценовые последствия даже еще более масштабного конфликта на Ближнем Востоке. Но и в этом случае общий уровень цен на сырьевые товары будет на 30% выше, чем в течение пяти лет до начала пандемии COVID-19.
Как ожидается, в следующем году мировые поставки нефти будут превышать спрос, в среднем, на 1,2 млн баррелей в сутки. До сих пор перенасыщение рынка лишь дважды достигало более высокого уровня: в 2020 году, когда закрывались предприятия во время пандемии, и в 1998 году в период резкого падения цен на нефть.
Нынешний избыток предложения отчасти отражает заметное изменение ситуации в Китае, где спрос на нефть фактически не меняется с 2023 года на фоне замедления роста промышленного производства и роста объемов продаж электромобилей, а также грузовых автомобилей, работающих на сжиженном природном газе. Кроме того, рост добычи нефти ожидается в ряде стран, не являющихся членами Организации стран-экспортеров нефти и их союзниками (ОПЕК+).
В 2024–2026 годах ожидается снижение мировых цен на сырье почти на 10%. Мировые цены на продовольствие, согласно прогнозам, упадут на 9% в текущем году и на 4% в 2025 году, после чего стабилизируются. Тем не менее, уровень цен на продовольствие будет выше среднего уровня 2015–2019 годов почти на 25%. Цены на энергоносители упадут, согласно прогнозам, на 6% в 2025 году и на 2% в 2026 году.
Благодаря снижению цен на продовольствие и энергоресурсы центральным банкам будет легче контролировать инфляцию. Однако решение этой задачи может осложнить эскалация вооруженных конфликтов, которая вызовет перебои в энергоснабжении и повышение цен на продовольствие и энергоносители.
«Снижение цен на сырьевые товары и улучшение условий поставок могут стать буфером, который обеспечит защиту от геополитических шоков», – отметил Индермит Гилл, главный экономист Группы Всемирного банка и старший вице-президент. – «Однако они вряд ли смогут уменьшить тяжесть проблем, связанных с высокими ценами на продовольствие в развивающихся странах, где продовольственная инфляция вдвое выше нормы инфляции в развитых экономиках. В 2024 году более 725 млн человек испытывают нехватку еды из-за высоких цен, конфликтов, экстремальных погодных условий и других шоков».
Конфликт на Ближнем Востоке привел к значительному увеличению волатильности цен на нефть в течение последнего года, особенно из-за опасений по поводу того, что в случае интенсификации конфликта может быть повреждена нефтегазовая инфраструктура крупных производителей нефти и газа. Если конфликт не разрастется, то, как указывают прогнозы, среднегодовая цена нефти Brent упадет в 2025 году до четырехлетнего минимума, равного 73 долларам за баррель, в то время как в текущем году она составляет 80 долларов за баррель.
Наряду с этим, авторы доклады оценивают возможный ход событий в случае эскалации конфликта, особенно в том случае, если к концу текущего года он приведет к сокращению мировых поставок нефти на 2% или 2 млн баррелей в сутки: потрясения такого масштаба были вызваны гражданской войной в Ливии (2011 год) и войной в Ираке (2003 год). В случае аналогичных потрясений цена нефти марки Brent сначала резко подскочит до 92 долларов за баррель. Однако страны-производители нефти, не затронутые этим конфликтом, могут оперативно отреагировать на рост цен путем наращивания объемов добычи. В результате скачок цен может оказаться довольно кратковременным, а средняя цена нефти в 2025 году составит 84 доллара за баррель. Это в любом случае на 15% выше базового прогноза на 2025 год, но всего лишь на 5% выше средней цены 2024 года.
«Хорошая новость заключается в том, что мировая экономика сейчас находится в гораздо лучшей форме, чем раньше, и способна справиться с сильным нефтяным шоком, – отметил Айхан Косе, заместитель главного экономиста и директор Группы прогнозов Всемирного банка. – Это открывает перед директивными органами развивающихся экономик возможности, которые выпадают нечасто: во-первых, снижение цен на сырьевые товары может стать полезным дополнением к денежно-кредитной политике, направленной на то, чтобы вернуть инфляцию к целевым ориентирам; во-вторых, директивные органы получают возможность свернуть затратные субсидии на ископаемые виды топлива».
Как ожидается, средняя цена золота – популярного варианта для инвесторов, которые ищут «тихую гавань» – в текущем году побьет рекорд и превысит средний уровень цен 2023 года на 21%. Золото занимает особое положение среди активов и часто повышается в цене в период геополитической и экономической неопределенности, включая конфликты. Согласно прогнозам, в течение двух ближайших лет цены на золото будут на 80% выше среднего показателя пятилетнего периода, предшествовавшего пандемии COVID-19, снижаясь лишь незначительно.
Как ожидается, цены на промышленные металлы в 2025–2026 годах останутся стабильными, поскольку низкий уровень активности в китайском секторе недвижимости уравновешивается трудностями поставок и ростом спроса на некоторые металлы в связи с энергетическим переходом. Однако если экономический рост в Китае неожиданно ускорится, это может спровоцировать волатильность на рынках металла.