back to top

Депозиты и 10% за обслуживание. Что изменилось в казахстанской системе общепита?

Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев встретился с представителями Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», общественными объединениями в сфере розничной торговли и общественного питания, а также бизнес-сообществом. Основной темой встречи стало обсуждение предложений по совершенствованию услуг общественного питания.

Участники обсудили законность практики взимания 10% платы за обслуживание посетителей в ресторанах и кафе, а также вопросы депозитной системы. Министр напомнил, что согласно Гражданскому кодексу Казахстана, предоставление меню в сфере общепита является публичной офертой, и, соответственно, информация о необходимости платы за обслуживание должна быть указана в меню. Если такой информации нет, то взимание платы будет считаться незаконным.

Чтобы предотвратить неправомерное взимание платы за обслуживание посетителей, были внесены изменения в Правила внутренней торговли. Теперь рестораны могут брать плату за обслуживание, только если это указано в меню. Также были озвучены правила, запрещающие «депозитную систему», то есть плату за вход в заведение. Вход для посетителей остается бесплатным, однако плату можно брать за дополнительные услуги, например, за VIP-кабинку, караоке-кабинки.

В ходе встречи Арман Шаккалиев вынес на обсуждение предпринимателей вопрос о целесообразности уточнения правил об оплате за обслуживание, особенно если эта стоимость уже включена в цену блюда.

По мнению председателя Союза Независимых Рестораторов Радована Симоновича, рынок успешно регулирует необходимые процессы, но отметил важность поддержки Министерства торговли в формировании четких правил игры.

«Мы понимаем, что регулирование со стороны государства необходимо для создания равных условий для всех участников рынка. Министерство торговли играет важную роль в обеспечении прозрачности и защищенности как бизнеса, так и потребителей. Но наш рынок существует уже более 30 лет и демонстрирует стабильный рост, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества ресторанов и кафе. При этом  предприниматели всегда указывают информацию о дополнительном 10%-м сборе за обслуживание клиента», — сказал Радован Симонович.

По словам председателя саморегулируемой организации Общественного питания Вероники Нурпеисовой, по правилам публичной оферты теперь рестораны и кафе оповещают посетителей при входе в заведение о необходимости уплаты сбора за обслуживание.

«Мы указываем это в меню, и официант предупреждает гостя. Что касается депозитов, то мы имеем право брать их в VIP-кабинках, караоке-кабинках. Правила на рынке должны быть одинаковыми для всех: либо мы берем 10%, либо не берем. Необходимо прописать единые правила для всех игроков. Если заведение не включает 10% за обслуживание и не указывает, что это публичная оферта, то оно действует некорректно», — считает Вероника Нурпеисова. При этом, если предприниматели сами убирают 10% за обслуживание и устанавливают стоимость, к примеру, стейка — 5500 тенге без обслуживания, а в соседнем заведении — 5000 тенге с обслуживанием, то фактически цена остается одна и та же. Важно понимать в данном случае, что требовать чаевые официант не может.

Новые статьи

В Усть-Каменогорске девочка выдумала историю о нападении педофила

Сегодня в социальных сетях появилась информация о появлении педофила в городе. Неизвестный мужчина якобы напал на девочку в подъезде многоэтажки. О произошедшем незамедлительно сообщили на...

В Усть-Каменогорске школьники и студенты презентовали IT-проекты

Сегодня в областном центре состоялся Creative IT Forum, на котором IT и инновации объединились на одной площадке. В форуме приняли участие молодые стартаперы, IT-команды, промышленные...

В Астане прошел XV Форум «1С» с участием Первого вице-министра национальной экономики

Сегодня в Астане первый вице-министр национальной экономики Азамат Амрин выступил на XV Форуме «1С», который собрал более 650 представителей бизнеса, бухгалтерского сообщества и государственных...

В Усть-Каменогорске проводится ОПМ «Правопорядок»: сотрудники пробации усилили профилактическую работу

В Усть-Каменогорске в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Правопорядок» сотрудники Левобережного отдела пробации ДУИС по ВКО проводят усиленные проверки подучётных лиц. Работу координирует заместитель начальника отдела,...