Министерство национальной экономики РК опубликовало на портале НПА проект документа о внесении изменения в постановление правительства «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан». В нём много нового, но выделим основные, на наш взгляд момент. Например, появилось развёрнутое обоснование, что же такое основные принципы системы государственного планирования.
«Человекоцентричность – направленность целей, задач и индикаторов результатов на улучшение качества жизни и повышение благосостояния населения. Прозрачность – обязательное обсуждение проектов стратегических документов Системы государственного планирования с независимыми экспертами и гражданским обществом, а также публикация итогов их реализации, за исключением положений, содержащих информацию ограниченного доступа. Результативность (приоритет сущности над формой) – главенство конкретного и измеримого результата над формой работы по его достижению. Эффективность – достижение целей, целевых индикаторов, задач и показателей результатов на основе современных технологических решений с наименьшими затратами ресурсов. Согласованность – скоординированная деятельность участников системы, обеспечивающая достижение результатов», — отмечается в проекте.
Кроме того, в перечень основных принципов включили реалистичность – определение целей и задач, исходя из возможностей их достижения в установленные сроки, с учетом рисков и ресурсных ограничений в среднесрочном периоде, управленческую ответственность – недопустимость передачи принятия решений и согласования вопросов, входящих в сферу компетенций конкретного руководителя, на вышестоящий уровень и коллегиальным органам, в том числе при риске недостижения целевых индикаторов и показателей результатов, справедливость – формирование документов с учетом баланса интересов граждан, бизнеса и государства, без установления приоритетов для отдельных групп, преемственность — последовательность в разработке и реализации документов стратегического планирования участниками государственного планирования с учетом результатов реализации ранее принятых документов государственного планирования и этапов реализации документов государственного планирования на долгосрочный период и управленческую гибкость – самостоятельность участников в выборе и пересмотре подходов достижения целей и задач.
Также появилось объяснение, что является процессами системы государственного планирования: разработка, реализация, мониторинг, а также корректировка ее документов.
«Управление процессами системы государственного планирования является комплексом деятельности государственных и соответствующих уполномоченных органов при процессах разработки, реализации, мониторинга и корректировки ее документов. Процесс разработки состоит из инициирования документа, анализа текущей ситуации, моделирования, проектирования (в том числе форсайты, rapid форсайты), формирования видения, определения приоритетов, целей, целевых индикаторов, задач и показателей результатов, путей их достижения, ресурсного обеспечения, управления человеческими ресурсами, а также выстраивания коммуникаций, в том числе при его публичном обсуждении, согласовании, утверждении и публикации в установленном законодательством порядке. Управление процессом разработки документа Системы государственного планирования, за исключением документов, содержащих информацию ограниченного доступа, предусматривает привлечение к обсуждению заинтересованных лиц из числа сотрудников профильных государственных органов, экспертов, экспертных групп, представителей бизнеса, владеющих необходимыми навыками и компетенциями. При разработке документов Системы государственного планирования предусматривается проведение работы по доступу к необходимым достоверным и корректным данным, осуществлению коммуникаций с обществом (размещение их проектов на интернет-ресурсах государственных органов-разработчиков, анонсирование и разъяснение основных положений проектов/направлений деятельности государственных органов, изучение общественного мнения по проекту документа, полученных по итогам их размещения, публичное обсуждение проектов в установленных законодательством случаях)», — указано в документах проекта.
Разрабатываемые документы Системы государственного планирования должны соответствовать следующим требованиям:
1) обоснованность разработки отдельного документа, реалистичность выбранных целей, целевых индикаторов, задач и показателей результатов;
2) направленность предлагаемых мероприятий на достижение целей и задач документа;
3) включение целевых индикаторов, показателей результатов, мероприятий, направленных на повышение качества жизни, благосостояния и социального благополучия населения, таких как создание рабочих мест
с приоритетом на постоянные, привлечение инвестиций, развитие человеческого капитала и иных;
4) установление реальных сроков достижения целевых индикаторов и показателей результатов;
5) обеспеченность финансово-экономическими (в том числе внебюджетными), материально-техническими, трудовыми ресурсами для реализации документа.
Реализацией является процесс достижения заданных в документах Системы государственного планирования целей, целевых индикаторов. Управление процессом реализации документов Системы государственного планирования предусматривает применение проектирования (в том числе форсайты, rapid форсайты), проектного управления, управление человеческими ресурсами, выстраивание коммуникаций, осуществление мониторинга реализации документов Системы государственного планирования с использованием системы управления рисками и механизмов реагирования для обеспечения своевременной и качественной реализации документов. Для управления стратегическими целями и задачами, определяемыми документами Системы государственного планирования, осуществляется декомпозиция ключевых национальных индикаторов, целевых индикаторов и показателей результатов центральными государственными органами и местными исполнительными органами. В процессе реализации документов Системы государственного планирования должны быть обеспечены:
1) согласованность в межведомственном взаимодействии;
2) ориентация на достижение заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов;
3) сбалансированность финансовых, трудовых и других ресурсов.
Мониторингом является процесс сбора, систематизации, анализа и обобщения отчетов и другой информации о ходе реализации документов Системы государственного планирования, с учетом данных информационной системы государственного планирования, а также соответствующей информации Национального проектного офиса. Информационная система государственного планирования – единая информационная автоматизированная платформа, используемая для создания, хранения, обработки, передачи актуальной и достоверной информации по декомпозиции Национального плана развития Республики Казахстан, обеспечивающая деятельность всех участников процессов при реализации и мониторинге Национального плана развития Республики Казахстан с возможностью применения проектного управления, и предоставляющая заинтересованным сторонам доступ к информации для принятия управленческих решений.
Ответственность за полноту, качество, достоверность и своевременность предоставления отчетности для проведения мониторинга и результатов мониторинга документов Системы государственного планирования возлагается на государственные органы-разработчики, и соответствующие уполномоченные государственные органы. В процессе реализации документы Системы государственного планирования могут корректироваться. Основанием для корректировки документов Системы государственного планирования являются положения послания, поручения президента Республики Казахстан и премьер-министра страны.
«Ответственность за некачественное планирование и реализацию документов Системы государственного планирования, достижение их ключевых национальных индикаторов, целевых индикаторов и показателей результатов возлагается на первых руководителей государственных органов, национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний в соответствии с законодательством», — резюмируют разработчики проекта.