Результаты сравнения численности туристов, которые приезжают в Казахстан и в другие страны Центральной Азии, показывают — в Кыргызстане и Узбекистане туризм развит значительно лучше. Именно по этой причине к берегам высокогорных озёр Кыргызстана и к порогам древних мечетей Узбекистана едут в три-четыре раза больше туристов, чем в Казахстан. А с ведущими туристическими лидерами — Францией (117,1 млн туристов в год), Польшей (88,5 млн), Мексикой (51,1 млн) показатели нашей страны в принципе несопоставимы.
Такая ситуация складывается точно не из-за отсутствия туристических достопримечательностей. Нам есть что показать и чем удивить. Среди основных барьеров для развития туротрасли в Казахстане — проблемы с инфраструктурой, сервисом, качеством оказания услуг в регионах, недостаточным финансированием сектора со стороны государства. По данным Министерства финансов РК, доля затрат бюджета на сферу культуры, спорта, туризма и информобеспечения в январе–декабре прошлого года составляла всего 3,3% от общих расходов казны — было выделено 877,5 млрд тг.
В стране выделяется недостаточно средств не только на обеспечение высокого по меркам развитых стран качества дорог, социальной, инженерной инфраструктуры, но и на внешнее продвижение туристического бренда страны. По данным главного бренд-менеджера страны — АО «НК «Kazakh Tourism» — объём финансирования программ развития и продвижения туристического потенциала в РК в сравнении с затратами на эти цели других стран очень ограничен. Например, в прошлом году на указанные цели было выделено 1,7 млрд тг, что на 39,3% меньше показателя 2022 года. Это мало и в сравнении с другими странами. Узбекистан в прошлом году только на разработку бренда страны и оплату рекламы на мировых медиаканалах потратил около 9 млн долл. США (4 млрд тг). Грузия за продвижение своих туристических услуги лишь на одной международной выставке ITB Berlin заплатила сумму 37 млн долл. США (16,7 млрд тг). Чтобы стать хоть немного ближе к этим странам по показателям въездного туризма, Казахстану как минимум необходимо вкладывать не меньше денег во внешний маркетинг. Об этом говорят и эксперты.
«С учётом ограниченности средств по части зарубежного продвижения нацкомпания Kazakh Tourism направляет усилия точечно на целевые рынки, выбирая более приемлемые форматы и не размещает рекламу на таких площадках, как BBC и CNN. Однако опыт стран, которые осуществили агрессивный маркетинг, показывает быстрое восстановление экономических показателей по въездному туризму», — отмечают специалисты Kazakh Tourism.