в

Месть или закон? Какие обвинения ищут против руководителя фонда «#НеМолчиKZ» Дины Тансари

Скандальная история с фондом «#НеМолчиKZ» набирает обороты: полицейские вызывают на допросы людей, которые перечисляли деньги в фонд.

В телеграм-канале фонда появились сообщения от людей, которые утверждают, что им звонят полицейские и настоятельно рекомендуют прийти на допрос по делу фонда «#НеМолчиKZ».

Более того, одна из подписчиц канала рассказывала, что уже после того, как она дала показания о том, что деньги в фонд перечисляла добровольно, полицейские начали убеждать ее написать заявление о мошенничестве на мужа Дины Тансари.

Пользователь с ником Olga Ok спрашивает у других, как ей поступить, на что некоторые отвечают просто: «меня тоже вызывали, я не пошла. Ни повестки, ни дела, ничего нет, они просто вызывают и давят, чтобы написали заявление».

В телеграм-канале Kozachkov offside появилась информация о том, что стражи правопорядка хотят проверить всех, кто перечислял деньги в фонд – это около семи тысяч человек.

Пока мы не получили официального подтверждения этим сообщениям и событиям, как и ситуации в целом: мы обратились в органы полиции с вопросами о происходящем, но пока не получили ответы.

Напомним, о скандале казахстанцы 22 ноября узнали от самой Динары Смаиловой (Дина Тансари), которая рассказала о том, что все счета фонда заблокированы.

Оператор горячей линии, с которой нам удалось пообщаться по телефону, сказала, что все коллеги, волонтеры и просто неравнодушные люди считают ситуацию вопиющей, поскольку фонд платит налоги, все перечисления идут через Kaspi банк, достаточно просто сделать аудит.

— Вы не представляете, как нам сейчас нелегко, — говорит девушка. – Буквально вчера был страшный случай, деньги были нужны срочно, мы ночью искали человека, который мог бы помочь. Десятки людей ждут помощи адвокатов, звонят с надеждой каждое утро. Но еще тяжелее понимать, что в некоторых случаях может быть уже поздно помогать…

Редакция SOZmedia связалась с Диной Тансари, и она рассказала о том, что, по ее мнению, сейчас органы полиции в разговорах с теми, кто добровольно перечислял деньги в фонд, распространяют недостоверную информацию. Речь идет о 20 миллионах, которые собирали якобы на девочку, пострадавшую от буллинга сверстниц в Усть-Каменогорске.

— Это абсурд, достаточно зайти на наши страницы в соцсетях за июнь-июль и посмотреть сколько кейсов и сборов было в это время, — говорит Дина. – В то время мы помогали нескольким семьям с переездом, были еще случаи, тем более мы не благотворительный фонд, мы фонд по защите женщин и детей от насилия, и всю нашу деятельность осуществляем согласно уставу. Сейчас у нас работает 12 человек, всем им нужно платить зарплату. До марта я была практически одна, но после того, как в марте у меня случился сердечный приступ из-за случая изнасилования девочки в Астане, когда полиция не хотела даже заводить уголовное дело, я решила набирать команду. Мы все не понимаем, почему проверяют донатеров, почему не проверяют те семьи, тех женщин, кому мы помогли.

В постановлении суда, копию которого мы получили от Дины, указано, что «в удовлетворении ходатайства следователя СО Иртышского ОП Раисова Р.К. о санкционировании ареста на банковский счет Алмата Мухамеджанова (супруг Динары Смаиловой – прим.ред.) отказать». Суд не нашел достаточных оснований для этого. И таких постановлений, по словам Дины, у нее два. Однако счет все же арестован…

— Меня уже называют подозреваемой, однако моему адвокату до сих пор не дали ознакомиться с материалами дела, а мне официально не предъявили никаких обвинений. На меня уже заводили уголовное дело в Алматы в 2020 году, тогда была точно такая же ситуация, и сейчас все повторяется в Восточном Казахстане. Семь лет мое имя пытаются втоптать в грязь, у меня уже практически нет сил бороться с тем, что правоохранительные органы распространяют такую колоссальную ложь. Кто-то уже пишет, что мой муж находится в СИЗО, но я разговариваю с вами, и он сидит рядом.

Откуда же взялись претензии по 20 миллионам?

Дело в том, что в июле текущего года фонд составил петицию против домашнего насилия, и тогда Дина обратилась к блогерам-миллионникам с просьбой помочь в распространении информации, не молчать о происходящим.

Отсюда и пришли донатеры (те, кто перечислением средств поддерживает проекты фонда), которые увидели ситуации, в которых ежедневно оказываются женщины Казахстана.

Отчеты о расходах публиковались в социальных сетях, вот лишь небольшая выдержка из них:

  • 550000 т.  услуги юриста в Алматы, сопровождает два уголовных дела по насилию над женщинами, помогает по гражданскому иску в отношении Дины Смаиловой,
  • 200000 т. услуги адвоката в Павлодаре, помощь женщине, которую преследует бывший муж-юрист,
  • 150000 т. потерпевшему мальчику в Абайской области,
  • 600000 т. адвокат по делу 5-ти летней в Астане,
  • 1.200.000 т. адвокат по делу 20-ти летней девушки в Алматы,
  • 200000 т. помощь потерпевшей 20-ти летней из Алматы,
  • 223000 т. дело убитой девочки Карины из Алматы, собранные средства направили на установку памятника,
  • 200000 т. + 60000 + 300000 + 50000 т.  для мамы с дочкой из Алматинской области.

Мы планировали ознакомиться и с официальными отчетами, которые согласно законодательству обязан публиковать фонд, однако на момент подготовки публикации сайт фонда находился на техническом обслуживании и раздел с отчетами оказался недоступен.


Понимаем, что часто активность общественника даже в вопросах поддержки государственных проектов может не совпадать с тем, какой хотели бы государственные люди видеть такую активность. Но ведь главная заявленная цель фонда — помогать тем, кто подвергся насилию, в том числе и тогда, когда насильниками оказывались бы люди, имеющие власть или связанные с ней.

Напомним, что сейчас в стране проходит акция «16 дней активизма против насилия», и в это же самое время полицейские вызывают на допросы тех, кто добровольно хотел помочь попавшим в беду. Хотя было бы логичным предполагать, что власть в этой акции должна работать вместе с подобными фондами.

А если деятельность настолько известного, популярного и довольно эффективного фонда действительно вызывает вопросы у правоохранительных органов, то разве государство не должно было через все доступные ему медиасредства рассказать о том, что фонд под следствием, что в отношении его главы расследуется мошенничество? Ведь про многих других, подозреваемых в мошенничестве, государство раскрывает информацию.

Почему в данном случае с официальной стороны – тишина?


На сайте проекта Бір кірпіш, который, как заявлено, «посвящен героям и их историям, победе в делах против государства в ООН» и реализован в рамках проекта ОО «Қадір-қасиет» «Имплементация решений договорных органов ООН» при поддержке Королевства Нидерландов, опубликована петиция в защиту главы фонда «#НеМолчиKZ».

В петиции, которую на сайте подписали уже более десяти тысяч человек, сказано: «За последнюю неделю выяснилось, что сразу в нескольких городах Казахстана мужчины, представляющиеся сотрудниками полиции, беспокоят граждан, сделавших пожертвования: звонят с требованием написать заявление против Дины Смаиловой <…> Непонятно: каким образом получены сведения по гражданам, тогда как они являются банковской тайной (когда, кто, сколько, кому пожертвовал). Таким образом, нарушено право на частную жизнь многих лиц, включая жителей столицы».

Цель петиции (которая не является официальным документом и может быть проигнорирована всеми заинтересованным госорганами) — прекратить уголовные дела в отношении Дины Смаиловой, снять арест со счетов фонда и супруга Дины, провести «незамедлительную проверку действий должностных лиц, нарушивших вышеуказанные права правозащитницы и граждан».

Среди подписавших петицию известные в Казахстане имена: Зауреш Батталова, Лукпан Ахмедьяров, Макс Бокаев, Хилад Ажигулова…

— Семь тысяч человек, вы представляете, какие для этого нужны ресурсы, — рассказала нам Дина Смаилова. – Они могли за это время обойти сотни неплательщиков алиментов и домашних тиранов, предотвратить преступления и правонарушения…

В Усть-Каменогорске в новогоднем праздничном оформлении города появятся новые нестандартные украшения и инсталляции

МВД проводит масштабные отработки притонов