Гуманитарные операции ООН в Газе, от которых зависит жизнь двух миллионов человек, из-за отсутствия топлива приходится поэтапно сворачивать. Об этом сообщил во вторник глава Агентства ООН по оказанию помощи палестинским беженцам (БАПОР) Филипп Лаззарини. С 7 октября в сектор запрещен ввоз горючего.
Лаззарини напомнил, что в БАПОР начали бить тревогу еще три недели назад, предупредив о том, что запасы топлива истощаются, пополнения нет, а жизненно важные операции под угрозой. С тех пор гуманитарные сотрудники ввели меры крайней экономии на расход горючего, а также в координации с израильскими властями начали использовать запасы, которые хранились внутри сектора Газа. Но сейчас все хранилища пусты.
«Без топлива гуманитарные операции будут остановлены. Еще большее число людей ждут страдания и, возможно, смерть. Невообразимо, что гуманитарным агентствам приходится молить о поставках топлива и работать в условиях выживания», – заявил Лаззарини.
По его словам, с самого начала противостояния топливо используется как оружие войны. «Необходимо немедленно положить этому конец», – добавил глава БАПОР. Он обратился ко всем сторонам с просьбой обеспечить гуманитарные организации топливом и не относиться к помощи, как разменной монете для приобретения политических и военных выгод.
Заместитель генсекретаря ООН Жан-Пьер Лакруа на заседании Совета безопасности признал, что возможности миротворческих сил ООН, в силу сложной геополитической обстановки в мире, существенно ограничены.
«Во многих регионах мира растет число вооруженных конфликтов, – сказал замгенсека. – Их количество, интенсивность и продолжительность находятся на самом высоком уровне с момента окончания холодной войны. Все это происходит на фоне повышенной геополитической напряженности, которая ощущается в том числе и в стенах этого Совета».
В сложившихся условиях операции ООН по поддержанию мира, по словам Жан-Пьера Лакруа, способны достигать лишь промежуточных целей, то есть способствовать сохранению режима прекращения огня и защите гражданских лиц, оказывать посреднические услуги в урегулировании локальных конфликтов и укреплять местные институты власти, когда это возможно.
«Однако конечной целью миротворчества ООН является достижение долгосрочных политических решений конфликта, – напомнил замгенсека. – Без единой политической поддержки государств-членов ООН и особенно Совета Безопасности в отношении политических решений там, где развернуты наши миссии, мы можем лишь смягчать, а не разрешать конфликты».
Жан-Пьера Лакруа напомнил о недавнем докладе генсекретаря об общей эффективности операций по поддержанию мира, где указывается на все большую очевидность разрыва между миротворческими мандатами и тем, что миссии могут реально выполнить на практике.