Группа сенаторов предлагает министерству иностранных дел Республики Казахстан отработать с министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК возможность поддержать граждан страны в роуминге — проработать это с компаниями, обеспечивающими телефонную и другую связь, на законодательном уровне, уведомлять граждан о том, что в случае ЧП будут использованы все доступные средства для определения их пребывания, без согласования (биллинг, данные из любых других доступных источников, — чтобы определить место положения, для предоставления качественной связи, доступа к картам без интернета и т.д.) для эвакуации граждан из зоны бедствия.
«Министерству здравоохранения Республики Казахстан, разработать возможность через Центр Телемедицины, оказывать медико-консультативную помощь нашим гражданам, находящимся в чрезвычайной ситуации. Центр Телемедицины, был создан в период пандемии, апробирован по дистанционному наблюдению и консультациям пациентов, и имеющий свой контактный номер 3000 505, короткий номер 1312, что позволит многим нашим согражданам сохранить в данной ситуации ни только здоровье, но и жизнь. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, имеет алгоритм по оказанию помощи в различных ситуациях. Необходимо, совместно с вышеперечисленными Министерствами создать комплекс мероприятий по условиям поддержки сохранения жизни и здоровья наших Граждан, попавшими в такие ситуации, а также по их предупреждению заранее, через мессенджеры и смс рассылки. С 16 октябре, в нашей стране заработал Единый телефон Доверия, внесенный в перечень государственных экстренных служб под номером «111», звонок бесплатный для городских и сотовых операторов связи, также возможность отправить текстовое сообщение. Помощь казахстанцам, находящимся в сложной ситуации, оказывают квалифицированные психологи и юристы, и предусмотрено одновременное подключение всех необходимых государственных органов и служб с обязательной обратной связью. Следовательно, МИД, имеющий контакт с нашими гражданами, может предоставлять информацию по наличию данной службы. Провести работу по расширению специалистов Контакт центра с номером «111», для оказания эффективной своевременной помощи нашим гражданам, находящимся за рубежом в чрезвычайной ситуации», — считают парламентарии.
Также они предлагают министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК, министерству юстиции в тесной связи с пограничной службой, через электронное правительство и госуслуги, разработать возможность, при пересечении государственной границы РК отправлять памятку с инструкцией, куда звонить, либо отправлять информацию в случае наступления ситуации ЧС, как действовать, и как готовится к эвакуации, в период принятия мер по организации безопасного выезда граждан РК из зоны конфликта или другой чрезвычайной ситуации.