Главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам общественного контроля, совершенствования административных процедур», сообщает Акорда.
Этими дополнениями и изменениями вводятся следующие законодательные новшества:
Статья 48 Водного кодекса Республики Казахстан дополняется условиями общественного контроля.
Административный процедурно-процессуальный кодекс вводит понятие петиции. Согласно ему петиция — коллективные сообщение, отклик или предложение, направленные в государственный орган, местный представительный и исполнительный орган в форме электронного документа и рассматриваемые в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Под заявителем понимается гражданин Республики Казахстан, подавший петицию.
Статья 90-2 определяет порядок подачи петиции.
Петиция подается заявителем посредством интернет-ресурса, определяемого уполномоченным органом в сфере взаимодействия государства и гражданского общества либо в виде письменного заявления по утвержденной форме.
Предметом петиции не могут быть вопросы:
- которые могут повлечь за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина;
- которые посягают на конституционный строй, общественный порядок, здоровье и нравственность населения;
- изменения статуса Республики Казахстан как независимого государства, унитарности и территориальной целостности Республики, формы ее правления, основополагающих принципов деятельности Республики, положения о том, что Президент Республики избирается сроком на семь лет и одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более одного раза;
- административно-территориального устройства и Государственной границы Республики Казахстан;
- досудебного расследования и осуществления правосудия;
- высшего надзора за соблюдением законности органов прокуратуры;
- внешней разведки, контрразведывательной, оперативно-розыскной, правоохранительной деятельности, а также обеспечения безопасности охраняемых лиц и объектов, проведения охранных мероприятий;
- уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального, гражданского процессуального, административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан и законодательства Республики Казахстан об административных правонарушениях;
- обороны, национальной безопасности и охраны общественного порядка;
- амнистии и помилования лиц;
- назначения и избрания на должность, освобождения от должности лиц, относящиеся к ведению Президента, Палат Парламента и Правительства Республики Казахстан;
- выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров Республики Казахстан;
- регулируемые законодательством Республики Казахстан о выборах и республиканском референдуме;
- государственных символов Республики Казахстан;
- статуса государственного языка;
- изменения компетенции, полномочий, функций и задач государственных органов;
- об отмене и изменении решений, принятых в рамках действия режимов чрезвычайного положения и (или) чрезвычайной ситуации.
Для размещения петиции на интернет-ресурсе в свободном доступе к петиции должны присоединиться не менее пятидесяти граждан Казахстана в течение десяти рабочих дней в электронной форме и в течение двадцати рабочих дней в письменном виде, отсутствие петиции о том же предмете на интернет-ресурсе на момент подачи петиции.
Уполномоченный орган осуществляет проверку петиции на соответствие этим условиям.
В случае соответствия петиции указанным условиям, уполномоченный орган размещает петицию на интернет-ресурсе в свободном доступе для начала присоединения к ней граждан Республики Казахстан.
Присоединиться к петициям можно с помощью электронной цифровой подписи или в порядке, определяемом уполномоченным органом. Присоединение к петиции возможно в течение шести месяцев с момента размещения петиции на интернет-ресурсе в свободном доступе. Гражданин Республики Казахстан имеет право выразить отношение к петиции путем присоединения к ней и (или) размещения комментария.
Поддержанной считается петиция, которая получила не менее:
- пятидесяти тысяч голосов граждан Республики Казахстан в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции Правительства Республики Казахстан;
- двух процентов голосов граждан Республики Казахстан от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных представительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
- одного процента голосов граждан Республики Казахстан от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;
- пяти тысяч голосов граждан Республики Казахстан при численности населения свыше пятидесяти тысяч, для остальных — не менее десяти процентов голосов от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции городских, районных местных представительных органов;
- двух тысяч пятисот голосов граждан Республики Казахстан при численности населения свыше пятидесяти тысяч, для остальных — не менее пяти процентов голосов от численности населения соответствующей административно-территориальной единицы в ее поддержку по вопросам, относящимся к компетенции местных исполнительных органов районов (городов областного значения), аппаратов акимов районов в городах республиканского значения (столицы), районов в городах областного значения, аппаратов акимов в городах районного значения, селах, поселках, сельских округах.
Петиция, не достигшая порогового значения, возвращается заявителю.
При достижении порогового значения петиция направляется уполномоченным органом в государственный орган, местный представительный и исполнительный органы, в полномочия которых входит рассмотрение петиции.
Отказ в приеме петиции запрещается.
Срок рассмотрения петиции составляет: не более сорока рабочих дней со дня регистрации петиции центральным государственным органом; не более двадцати рабочих дней со дня регистрации петиции местным представительным и (или) исполнительным органом.
По результатам рассмотрения петиции первым руководителем центрального государственного или местного исполнительного органа, председателем местного представительного органа принимается одно из следующих решений: о полном или частичном удовлетворении петиции; об отказе в удовлетворении петиции.
Решение, принятое по результатам рассмотрения петиции, должно быть по содержанию обоснованным и мотивированным на государственном языке или языке петиции со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя или его представителя и граждан Республики Казахстан, присоединившихся к петиции, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.
Экологический кодекс дополняется положениями по вопросам общественного экологического контроля.
В закон РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» вносятся дополнения о составлении, консультациям, мониторинге петиций.
В законы «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «О правоохранительной службе», «О статусе «Назарбаев Университет», «Назарбаев Интеллектуальные школы» и «Назарбаев Фонд», «О Фонде национального благосостояния», «О специальных государственных органах Республики Казахстан», «О воинской службе и статусе военнослужащих» также внесены изменения, связанные с вопросами общественного контроля.
В Закон «Об общественных советах» также внесены изменения, касающиеся деятельности этих советов.