Депутаты фракции «Народная партия Казахстана» мажилиса парламента РК обратились к министру финансов с вопросами о применения специального налогового режима предприятиями малого бизнеса.
«У субъектов малого бизнеса (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц-резидентов Республики Казахстан), применяющих специальный налоговый режим вызывает очень много вопросов ограничения применения специального налогового режима по определенным видам деятельности, а также поразительная гибкость толкования норм Налогового Кодекса со стороны налоговых органов, которая позволяет перевести им налогоплательщика с режима упрощенной декларации на общеустановленный», — говорится в обращении депутатов.
«А ведь это десятки миллионов тенге, если не больше, доначислений, которые ложатся бременем на плечи малого бизнеса и фактически уничтожают его», — беспокоятся они.
По данным депутатов, предприниматели жалуются, что налоговые органы ближе к истечению трехлетнего срока приходят с проверками и делают доначисления единовременно за целых три года в связи с тем, что предприниматели якобы некорректно применили специальный налоговый режим и должны были встать на учет по общеустановленному режиму.
«Подобные жалобы на налоговые органы приходят со всей страны и это приобретает массовый характер, как и недовольство предпринимателей. Необходимо бороться не со следствием, а с причиной», — сказано в запросе.
В статье 683 Налогового кодекса — условия применения специального налогового режима – указано, что специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, <…> не осуществляющие следующие виды деятельности:
- производство подакцизных товаров;
- хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
- реализация отдельных видов нефтепродуктов — бензина, дизельного топлива и мазута;
- проведение лотерей;
- недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);
- сбор и прием стеклопосуды;
- сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
- консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области права, юстиции и правосудия; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
- финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
- аренда и эксплуатация торгового рынка;
- сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;
- деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;
- деятельность в рамках финансового лизинга.
Депутаты предлагают исключить любые ограничения по видам деятельности и оставить критерием невозможности применения специального налогового режима лишь предельный доход для субъектов малого бизнеса за налоговый период.
Также из статьи депутаты предлагают исключить ограничения на применение специального налогового режима для субъектов малого бизнеса, имеющих структурные подразделения.
Применение упрощенного режима позволит снизить затраты на содержание бухгалтерии, бухгалтерского учета, дополнительных отчетностей и позволит субъектам малого предпринимательства не уходить в тень от налогов, а уплачивать 3% с общего оборота. Также снизится и нагрузка на налоговые органы, которым не придется заниматься администрированием и мониторингом таких предпринимателей в том объеме как это делается сейчас, считают депутаты.