Казахстан нацелен стать полноценным транспортно-логистическим хабом в Центральной Азии и в Каспийском регионе. Для этого вокруг страны, на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспии, создаются транспортно-логистические и торговые узлы.
На Каспийском узле полным ходом и в обозначенные сроки движется проект строительства многофункционального морского терминала «Саржа». Мощность терминала – 10 млн тонн в год, завершение – в 2030 году. В рамках проекта будут построены зерновой терминал мощностью 1,5 млн тонн, терминал генеральных грузов в 1 млн тонн, универсальный терминал в 2 млн тонн, терминал наливных грузов в 5,5 млн тонн и транспортно-логистический центр (ТЛЦ). Уже завершены первые этапы строительства ТЛЦ, зернового терминала, наземной инфраструктуры. Начаты работы по строительству контейнерного хаба в портах «Актау» и «Курык».
«Проект Каспийского транспортного узла должен рассматриваться вкупе с поручением главы государства о строительстве скоростной ж/д магистрали из Челябинска в Иран через Казахстан», — сообщил вице-премьер Серик Жумангарин.
«Строительство скоростной магистрали – это масштабный кооперационный проект на евразийском пространстве. Для этого нужно реконструировать “узкие места” железнодорожной сети “Бейнеу – Мангистау” и на участке автомагистрали “Бейнеу – Шалкар”. На следующее совещание КТЖ совместно с акиматом Мангистауской области необходимо подготовить конкретные предложения по строительству ж/д “Орск-Болашак” и подробным видением строительства подводящей инфраструктуры. Мы на пороге подписания соглашения о зоне свободной торговли с Ираном по широкой номенклатуре товаров, перед нами стоит задача по доведению товарооборота с Ираном до $3 млрд. И это при том, что основными товарами поставок будут продукты питания. Центру торговой политики “Qaztrade”, со своей стороны, нужно проработать механизмы поддержки экспортеров зерна до Ирана», — заявил вице-премьер.
Индустриальный торгово-логистический комплекс Алатау», расположенный на границе с Кыргызстаном, планируется реализовать в форме индустриальной зоны. Уже создана региональная индустриальная зона «Алатау», выделен земельный участок в 36 гектаров, инвестор занимается разработкой ТЭО. Решены вопросы по техническому обеспечению и подводки коммуникаций для строительства. В ближайшее время будет создана совместно с инвестором управляющая компания для строительства комплекса. Запуск ИТЛК запланирован на второй квартал 2026 года.
Центр трансграничной торговли «Евразия» призван стать международной экономической площадкой на территории ЕАЭС. Центр будет размещен на примыкающей к аэропорту Уральска территории. Здесь размещена индустриальная зона, которая выступает узловой точкой грузопотоков, с выходом на Оренбург, Саратов, Самару и далее на крупнейшие федеральные округи РФ и страны Восточной Европы. Помимо Центра здесь также предусмотрены зоны для логистического центра и авиакарго терминала. Завершение строительства ожидается в конце 2024 года.
На Хоргосском узле планируется создать продовольственный хаб, место сбора, хранения и распределения продуктов питания казахстанских и зарубежных производителей для последующего экспорта на китайский и азиатско-тихоокеанские продовольственные рынки. Это позволит существенно укрепить продовольственную безопасность Казахстана и Китая. Здесь необходимо построить современный продовольственный хаб класса «А», ориентированный на хранение продуктов питания, в том числе и тех, что нуждаются в особом температурном режиме: морепродукты, фрукты и овощи, продукция мясо-молочной и глубокой заморозки. В настоящее время определен земельный участок площадью на территории МЦПС «Хоргос» под его строительство.