Представители мажилиса страны просят все заинтересованные госорганы и ФПК предоставить информацию по следующим вопросам:
- количество и название сельскохозяйственных предприятий, чьи активы выкупил ФПК и заключил договор с инвестором,
- каковы критерии отбора инвесторов при заключении с ними договоров,
- насколько открыто проводились конкурсы и сколько предприятий в них участвовало,
- какова была система отбора заявок,
- какими были суммы кредитов, оформленных данными предприятиями,
- какой объем земель при этом был заложен, и в какую сумму эти активы были оценены,
- с какими активами заходили данные предприятия и в какие годы,
- каковы условия договоров, заключаемых с инвесторами после передачи в ФПК,
- каковы обязательства данных инвесторов перед населением,
- почему были нарушены права соучредителей и пайщиков (их лишили права приоритетного выкупа доли в товариществах).
«А банки без всяких проверок и уточнения охотно на это соглашаются, зная, что эти активы выкупит ФПК. Требования законодательства при залоге недвижимого имущества в залог не соблюдались. Даже умершие люди «давали согласие» на залог имущества. Так, например, в селе Ишимка Жаксынского района Акмолинской области имущество оценено в 800 млн тг, а обязательства кредитора выросли до 5,5 млрд тенге. И это – не единичные случаи. При этом, как известно, выкуп у финансовых институтов заложенных активов сельскохозяйственных предприятий никаким образом не повлиял на улучшение жизни сельчан. На каких условиях так называемые инвесторы ведут финансово-хозяйственную деятельность, не знают ни местные власти, ни жители сел. Почему вопреки цели ФПК по оздоровлению банковского сектора и вовлечения в экономический оборот выкупленных активов кредиторы вновь перезакладывают в банки второго уровня одно и тоже залоговое имущество для получения кредитов. Какова сумма данных займов и какое количество предприятий оформили новые кредиты?», — интересуются мажилисмены.
Парламентарии утверждают, что нельзя не упомянуть и о том, что при выкупе залогового имущества Фондом проблемных кредитов предприятие кредиторов переходит к ФПК. Далее Фонд привлекает так называемого инвестора, который начинает работать, не вкладывая своих денег, так как у села имеется зерно на току.
Шквал возмущения от сельчан связан именно с этими моментами: инвесторы не вкладывают свои деньги, а финансовые институты продолжают кредитовать предприятие, несмотря на задолженности по кредитам.