в

Сенаторы обеспокоились делами аварийно-спасательной службы страны

В запросе на имя премьер-министра страны они пишут, что масштабный пожар в Абайской области, охвативший более 60 тысяч гектаров земли и унесший жизни 15 человек, вновь обнажил ряд системных проблем, которые неоднократно затрагивались в депутатских запросах. После недавних крупных возгораний в Костанайской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и других областях президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству выработать системные меры по укреплению безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с пересмотром системы управления и взаимодействия для реагирования на все виды чрезвычайных ситуаций.

Несмотря на последовавший отчет уполномоченных государственных органов о реализации поручений главы государства, в действительности проблемные вопросы в сфере противопожарной и аварийно-спасательной безопасности так и не находят своего решения.

По мнению сенаторов, предметный анализ ситуации указывает на два важных аспекта проблемы. Прежде всего, речь идет о недостаточности сил и средств в борьбе с чрезвычайными ситуациями, т.е. нехватке государственных пожарных подразделений и слабой технической оснащённости пожарных. По информации Министерства по чрезвычайным ситуациям РК, в стране имеется 426 подразделений государственной противопожарной службы, дополнительно требуется строительство 121 депо. Темпы строительства пожарных подразделений крайне низкие. За последние 5 лет за счет республиканского и местного бюджетов построено всего 11 пожарных депо. До 2024 года планируется ввести в эксплуатацию еще 20 депо. В рамках плана приоритетного строительства пожарных депо и спасательных станций до 2030 года запланировано строительство 47 пожарных депо в населенных пунктах с численностью свыше 5 тыс. человек. Таким образом, к 2030 году потребность в строительстве пожарных подразделений будет восполнена лишь на 55%.

«По состоянию на начало 2022 года, в распоряжении государственных служб пожаротушения имеется 3 553 единицы техники различного функционального назначения. При этом 734 из них эксплуатируются с 70-90-х годов прошлого столетия и требуют обновления. Известно о наличии проблем кадровой укомплектованности государственной противопожарной службы. На протяжении многих лет наблюдается отток квалифицированных специалистов по причине социальной незащищенности и низкой заработной платы. Вместе с тем, выделение достаточных средств и должное оснащение пожарных не является гарантией решения проблемы. Обзор отчета Правительства об исполнении республиканского бюджета, демонстрирует ежегодное не освоение выделяемых средств со стороны уполномоченного органа.  В данном контексте важно обратить внимание на второй аспект проблемы, который заключается в отсутствии системного подхода к защите от чрезвычайных ситуаций. Президент страны неоднократно подчеркивал необходимость рассмотрения целесообразности приватизации стратегических объектов, вплоть до их возвращения в государственную собственность», — пишут представители сената страны.

По их данным, в декабре 2018 года была приватизирована единственная в стране государственная служба по предупреждению и ликвидации аварий на производственных объектах – Профессиональная военизированная аварийно-спасательная служба. В итоге данного решения государство лишилось специализированной службы, способной не только обеспечивать оперативную переброску сил и средств на ликвидацию аварий повышенной сложности, но и осуществлять необходимую превентивную работу.

Вместе с сменой формы собственности кардинально встал вопрос правовой ответственности частных аварийно-спасательных служб. Отсутствие в законодательстве четко установленных правовых обязательств данных объектов, в процессе аварийно-спасательных работ в чрезвычайной ситуации практически снимает с них ответственность за ненадлежащее выполнение работы.

«Другим примером приватизации госпредприятия, приведшей к кризисной ситуации, может служить авария на ТЭЦ в Экибастузе, которая возникла в конце ноябре и продлилась до середины декабря прошлого года. Произошедшая авария привела к тому, что весь город остался без тепла в 30-градусный мороз. Вместе с тем, в вышеприведенных случаях приватизация, как инструмент обеспечения экономической свободы и конкуренции через сокращение государственного вмешательства в экономику, не привела к существенным изменениям, напротив положение ухудшилось. Аналогичная ситуация наблюдается в сфере противопожарной безопасности страны. По информации уполномоченного органа, на территории Казахстана имеется 331 субъект негосударственной противопожарной службы (НГПС), из них 103 без выездной техники (для локализации пожаров по месту создания), 228 с выездной техникой. Следовательно, почти половина пожарных подразделений в стране являются негосударственными. Необходимо отметить, что ранее пожарная охрана традиционно находилась в ведомстве МВД, а позднее МЧС, и огнеборцы несли службу, в сущности, в военном режиме», — уверены депутаты.

Сенаторы полагают целесообразным рассмотреть возможность диверсификации портфеля приватизированных предприятий. Также необходимо совершенствование нормативно-правового регулирования в части ответственности негосударственных организаций при исполнении ими обязанностей по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Правительство обсуждает, как внедрять цифровые технологии в управлении водными ресурсами

Сенаторов беспокоит, что внимание недропользователей отдано экспорту сырья, а не переработке его в Казахстане