В правительстве страны держат на контроле вопрос экономической контрабанды товаров на таможенных границах стран ЕАЭС. Во всяком случае, так ответили в кабмине на запрос сенатора Андрея Лукина.
По данным представителей правительства страны, в два раза увеличены пороговые значения для наступления уголовной ответственности за контрабанду. Например: крупный размер увеличен с 5 до 10 тыс. МРП, особо крупный размер с 10 до 20 тыс. МРП. За счет увеличения порогов, в 4,5 раза сократилась регистрация по экономической контрабанде (с 256 в 2015 году до 58 в 2022 году).
На сегодня при стоимости контрабандных товаров менее 26,5 млн тенге, ответственность рассматривается только в административном порядке. Как следует из сложившейся практики «контрабандисту» грозит лишь уплата минимального штрафа, в среднем 132 тыс. тенге.
Кроме того, из Кодекса «Об административных правонарушениях» исключена мера наказания в виде «конфискации» за недостоверное декларирование (не декларирование) товаров. При совершении аналогичного нарушения согласно статье 234 Уголовного Кодекса, предусмотрена мера наказания за совершение экономической контрабанды (стоимость контрабандных товаров превышает с 26,5 млн. тенге до 53 млн. тенге) в виде уплаты штрафа в размере до 3000 МРП либо исправительными работами. Данное правонарушение отнесено к разряду уголовных правонарушений. Санкция предусматривает лишь наказание только в виде штрафа, привлечение к исправительным и общественным работам, а также аресту, без наказания в виде лишения или ограничения свободы.
«Вышеуказанные обстоятельства указывают на необходимость ужесточения ответственности за контрабанду. В связи с чем, вопрос внесения поправок в статьи 234 и 236 УК, направленный на разграничение составов правонарушений экономической контрабанды от уклонения от таможенных платежей рассмотрен в мае на межведомственном совещании по защите бизнеса. В настоящее время проработка данного вопроса находится на рассмотрении в Министерстве юстиции, и планируется вынести на заседание Межведомственной рабочей группы в июле текущего года. Также, на сегодня в МЮ внесены соответствующие предложения в части изменения по усилению ответственности и снижению порогового значения по статьям 234 и 236 УК», — сообщают в кабмине.
При этом, по данным чиновников, получено концептуальное одобрение заинтересованных государственных органов в части расширения института кратных штрафов по статьям 234 и 236 УК, которые вошли в законопроект, находящийся на рассмотрении в мажилисе парламента Республики Казахстан. Кроме того, по поручению Администрации президента Республики Казахстан прорабатывается вопрос о введении уголовной ответственности за незаконный вывоз с территории РК стратегически важных товаров, в том числе нефтепродуктов и сжиженного газа.
Вместе с тем, согласно Договору о Евразийском экономическом союзе, в рамках ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарносанитарного, карантинного фитосанитарного).
«Касательно усиления контроля по пресечению теневого ввоза и вывоза ТНП на государственной границе со странами ЕАЭС (РК-РФ, РК-КР). В целях противодействия теневому обороту внедрена Национальная система прослеживаемости, которая представляет собой комплекс информационных систем, направленных на обеспечение прослеживаемости товаров по всей цепочке перемещения — от импорта (производства) до его реализации или экспорта. Данное мероприятие проводится в рамках Комплексного плана мероприятий по противодействию теневой экономике на 2021-2023 годы.
Совместно с главным таможенным управлением Китайской Народной Республики ведутся работы по организации информационного обмена с использованием защищенного канала связи. Разработана модель по автосопоставлению экспортных деклараций из КНР (предварительное информирование по товарам, перемещаемых автомобильным транспортом) с декларациями на товары РК. Процент распознавания 50%. В целях защиты экономических интересов государства органами государственных доходов на границе со странами ЕАЭС осуществляется мониторинг перемещаемых грузов», — написано в официальном ответе.