Антикоррупционная служба провела внешний анализ коррупционных рисков в системе образования. Итоги анализа сегодня подвели на межведомственном совещании.
В нем приняли участие представители администрации президента, Нацбанка, Высшей аудиторской палаты, депутаты мажилиса парламента, министры просвещения и цифрового развития, вице-министры финансов, здравоохранения, труда и социальной защиты и общественные деятели.
За последние три года государством на развитие сферы образования направлено 12,1 трлн тенге, что составляет 28% всех расходов государственного бюджета на 2021-2023 годы.
Принят Закон «О статусе педагога», что позволило повысить заработные платы учителей в два раза, а при наличии ученой степени и внеурочных занятий – в три раза.
Однако, несмотря на принимаемые меры социальной поддержки, сфера образования остается одной из наиболее коррумпированных.
С 2020 года по уголовным делам в данной сфере осуждено 143 лица. Ущерб государству составил порядка 11 млрд тенге, из которых возмещено 5,2 млрд тенге.
Только в области Жетісу работники городского отдела образования за 2,5 года похитили 4,4 млрд тенге. В преступную группу входили руководитель и два бухгалтера образования, а также 13 бухгалтеров школ.
Подобные преступные схемы выявлены по всей стране. Самые крупные хищения в городах Алматы, Шымкент, Кызылординской, Актюбинской и Алматинской областях.
Вскрыты устойчивые способы хищения бюджетных денег:
- Работнику начисляется зарплата намного больше, чем положено по его должности.
- Зарплату переводят лицам, которые вообще не работают в школе.
- Начисляют зарплату на карт-счета сотрудника, а в платежках указывают фамилию другого лица.
- Дублируют переводы денежных средств на одно и то же лицо несколько раз.
- Перечисляли деньги «мертвым душам» — родственникам и близким.
Все эти способы хищения реализуются с помощью одной схемы. Сначала бухгалтер выгружает платежные документы с ведомственных систем бухучета. Далее вручную вносятся нужные корректировки. После документы с искаженными сведениями направляются на оплату.
Такие манипуляции стали возможными из-за отсутствия интеграции между названными школьными системами бухучета, Национальной образовательной базой данных и базой казначейство-клиент.
В целях исключения подобных фактов, по итогам совещания между уполномоченными органами подписана «дорожная карта» по устранению коррупционных рисков в сфере образования.