в

Нехватка ресурсов негативно влияет на «запас прочности» и безаварийность работы теплоэнергосистемы в Казахстане

Председатель Высшей аудиторской палаты рассказала об итогах аудита сферы теплоснабжения.

Наталья Годунова выступила на пленарном заседании мажилиса парламента РК с докладом «Об итогах аудита сферы теплоснабжения, целевого использования привлеченных финансовых средств объектами производства и передачи тепловой энергии».

По информации спикера, аудит проводился в 47 учреждениях и 44 субъектах естественных монополий. Проверена эффективность использования свыше 140 млрд тенге бюджетных средств и 480 млрд тенге активов. По результатам выявлены финансовые нарушения на 23 млрд тенге, неэффективное планирование бюджетных средств на 37 млрд тенге, экономические потери и упущенная выгода на 117 млрд тенге. В целом на строительство, реконструкцию и ремонт объектов теплоснабжения в период с 2020 по 2022 годы было направлено 250 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета — 84 млрд тенге.

«Однако, сегодня для всех очевидно, что слабая подпитка ресурсами не обеспечивает необходимый «запас прочности» и безаварийность работы теплоэнергетической системы. Об этом свидетельствует высокая степень износа основного оборудования ТЭЦ – в среднем по стране 66% и износ тепловых сетей — 54%. Из общего количества ТЭЦ 76 % — со сроком службы более 50 лет, 24% — более 30 лет. Средний срок службы ТЭЦ составляет 61 год. Ежегодно растет количество аварийных остановок. Только в 2021 году по сравнению с 2020 годом их число возросло на 22%. Это за 1 год только. Наблюдается высокий уровень выбросов и потерь тепла (от 18 до 42% на этапе транспортировки и распределения тепла)», — сказала она.

Не обошлось и без системных проблем.

По словам Годуновой, первая из них, это не скоординированность планов действий центральных и местных государственных органов и отсутствие системного подхода в развитии теплоэнергетики. Государственное регулирование отрасли осуществляется несколькими государственными органами — министерствами энергетики, национальной экономики, индустрии и инфраструктурного развития и акиматами.

До настоящего времени нет полноценной правовой основы для регулирования теплоэнергетики и всей совокупности отношений в области теплоснабжения. В отрасли отсутствует общая автоматизация и цифровизация, которая позволяла бы определить полную картину о техническом состоянии систем теплоснабжения.

«При подготовке к отопительному сезону отмечается отсутствие должной системы энергетического контроля как со стороны центральных, так и со стороны местных исполнительных органов. Отдельные контрольные функции, переданные на региональный уровень, не используются в полной мере. Так, в некоторых регионах ряд субъектов естественных монополий не проходили обязательную паспортизацию готовности к отопительному периоду. Наиболее высокая доля отсутствия паспортов готовности выявлена в Атырауской (53%) — больше половины, Павлодарской, Акмолинской областях и области Абай (от 18 до 30%). При этом, местные исполнительные органы не принимали меры административного реагирования к субъектам, не прошедшим. Более в половине регионов. Хотя такой инструмент есть.

Более того, все эти объекты работали в зимний период. В тоже время, существующие ограничения Предпринимательского кодекса в части проведения проверок с непосредственным выходом на энергообъекты, при подготовке к отопительному сезону, не позволяют осуществлять полноценный контроль энергообъектов. В этой связи, считаем необходимым вывести государственный контроль в сфере теплоэнергетики из общего порядка проведения контроля и надзора (ст. 129 Предпринимательского кодекса). А также регламентировать в КОАП ответственность должностных лиц (не ниже заместителей акимов) и первых руководителей энергообъектов за срыв подготовки к отопительному сезону и допущенные нарушения в ходе его прохождения», — считает председатель ВАП.

Ещё одна проблема, несовершенство тарифного регулирования, в том числе в части реализации инвестиционных программ. Здесь есть сложности. Необходим баланс между инвестиционным тарифом, который позволит своевременно ремонтировать и обновлять оборудование ТЭЦ и сети, и социальным самочувствием населения, связанным с долей расходов на оплату коммунальных услуг. Пока мероприятия инвестиционных программ, утверждаемые в рамках тарифа, носят поддерживающий характер и направлены лишь на решение текущих проблем для обеспечения бесперебойной работы. Инструмент в виде бюджетного кредитования регионов в рамках бюджетной программы Министерства энергетики на реконструкцию и строительство систем теплоснабжения не работает. Заявок от потенциальных заемщиков на 2022-2024 годы нет из-за убыточности большинства из них. В результате недоработок со стороны Министерства нацэкономики, законодательно предусмотренный с 2019 года стимулирующий метод тарифного регулирования, не применяется.

Практически во всех регионах применяется дифференцированный тариф для различных групп потребителей. По сути, это скрытое субсидирование субъектов естественных монополий за счет применения повышенных тарифов для бюджетных организаций, которые в отдельных случаях превышают тарифы для населения в 11 раз и для прочих юридических лиц — в 4,5 раза.

При этом объем потребления тепловой энергии населением по стране превышает объем потребления бюджетных организаций в среднем в 4,3 раза, а объем потребления юридических лиц — в 3 раза.

Созданное в 2004 году дополнительное звено в лице энергоснабжающих организаций, увеличивает конечный тариф для потребителей тепловой энергии (в городах Астана, Караганда, Павлодар и Петропавловск).

Возврат к практике объединения деятельности по теплоснабжению и передаче тепловой энергии позволит снизить финансовую нагрузку на потребителей и обеспечить действенный контроль в отрасли.

«Непрозрачность закупок, осуществляемых частными субъектами естественных монополий тоже системная проблема. При проведении закупок не в полной мере соблюдаются принципы добросовестной конкуренции и обеспечения всем поставщикам равных возможностей. Отсутствуют ограничения по приобретению товаров, работ и услуг у аффилированных лиц. Также у Комитета по регулированию естественных монополий, контролирующего закупки товаров и услуг, предусмотренных в тарифной смете, отсутствует доступ к коммерческим информационным системам электронных закупок для обеспечения постоянного мониторинга. Контроль проводится лишь при поступлении письменных жалоб от потенциальных поставщиков. За три аудируемых года поступило только 23 жалобы.
Важно внедрить единую информационную систему электронных закупок частных субъектов естественных монополий с правом доступа к данной системе уполномоченного органа в сфере естественных монополий», — сказала спикер.

Некачественное проектирование и реализация инвестиционных проектов также неблагоприятно сказывается на отрасли. Даже при финансовой обеспеченности сдерживающими факторами при реализации инфраструктурных проектов зачастую являются некачественное проектирование и ненадлежащее исполнение подрядчиками договорных обязательств. Не соблюдаются сроки продолжительности строительства, определенные в заключении госэкспертизы. По завершению строительства объекты не принимаются эксплуатирующей организацией под различными предлогами, а по факту – во избежание увеличения налоговых обязательств.

Кроме того, наблюдается резкий отток квалифицированных кадров в смежные отрасли. Эта системная проблема по всей отрасли.

Особое значение на дефицит кадров энергопредприятий оказывает низкий уровень заработной платы, который ограничен тарифной сметой. Так, в 2022 году среднемесячная заработная плата специалистов в отрасли «Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование» составляла 268 тыс. тенге или 87% среднемесячной зарплаты в целом по стране. Для сравнения в обрабатывающей промышленности оплата труда была — 349 тыс. тенге.

Легализация автомобилей завершится 1 июля. СпецЦОНы перешли на усиленный режим работы

Президент Касым-Жомарт Токаев принял министра просвещения Гани Бейсембаева