По данным министерства национальной экономики страны, достигнут план по уровню доверия населения к государственным органам (Опрос по ключевым индикаторам общественно-политической ситуации в Казахстане проводился Казахстанским институтом общественного развития в конце 2022 года).
Целями Концепции развития государственного управления до 2030 года являются построение сервисной и «человекоцентричной» модели госуправления.
Что касается систематизации взаимодействия властей с населением, то на постоянной основе проводится анализ действующих каналов коммуникаций, сформирован реестр каналов коммуникаций и разработаны правила формирования и ведения реестра каналов коммуникаций, проведено обучение госслужащих навыкам коммуникаций, внедрен новый критерий «Открытость через СМИ» в оценку эффективности деятельности госорганов, разработаны процессные карты. «Прорабатывается вопрос присоединения Казахстана к международной инициативе «Open Government Partnership». Наряду с этим, разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам общественных объединений». На базе Центров обслуживания населения НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» созданы 260 Центров «Нәтиже» во всех городах (86 ед.) и районных центрах (174 ед.), в которых подключены 935 работников Госкорпорации.
Центры «Нәтиже» на базе ЦОН являются одним из каналов подачи обращения, которые призваны до приема обращения, используя возможности системы, решить вопрос гражданина сразу на месте, консультировать при оформлении обращения, правильного выбора компетентного административного органа и т.д», — утверждают в ведомстве.
В рамках разработки нового Бюджетного кодекса предусматривается отдельная глава «Система государственного планирования», в целях обеспечения увязки стратегического и бюджетного планирования. Планируется включение рамочных статей по планам развития госорганов, областей, городов республиканского значения, столицы и планам развития или мероприятий субъектов квазигосударственного сектора. В целях упорядочения данного процесса будет осуществлена полноценная регламентация общих положений в части требований к разработке, утверждению, отчетности по ним, а также транспарентности и оценке.
Во исполнение послания главы государства «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» ведется работа по административной реформе путем децентрализации полномочий госорганов. На первом этапе административной реформы приняты Конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан», а также Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам административной реформы в Республике Казахстан», предусматривающие децентрализацию системы госуправления и дебюрократизацию деятельности госаппарата, в части установления компетенции на законодательном уровне. Таким образом, в рамках первого этапа административной реформы проведена трансформация канцелярии премьер-министра в аппарат правительства. В настоящее время, начата работа по второму этапу административной реформы, предусматривающей передачу реализационных, включая частично контрольных и разрешительных полномочий от центра в регионы, в том числе от областного уровня на уровень района. Работа ведется комплексно, с учетом готовности местных исполнительных органов к выполнению новых функций, в том числе с рациональным перераспределением штатной численности и финансовой, материально-технической потребности.
«Перезагрузка системы госуправления станет очередным шагом в формировании эффективной системы госуправления и приведет к формированию оптимальной и эффективной структуры управления, за развитие которой будет нести ответственность не только правительство, но и конкретно руководство центрального госоргана и акимы регионов. Кроме того, данная работа позволит усилить гибкость, оперативность и самостоятельность госорганов в принятии решений в регулируемых сферах и эффективную реализацию на местах», — уверены в министерстве.
Проведена работа по обеспечению возможности получения государственных услуг и сервисов на смартфонах. Так, в мобильном приложении eGov Mobile можно получить 1 006 видов госуслуг. 40% заявок на переоформление автотранспорта подаются именно посредством приложений БВУ. Перечень цифровых документов расширен до 20, реализованы Паспорт гражданина РК и Вид на жительство. Цифровые документы доступны в eGov Mobile и в мобильных приложениях Kaspi, Homebank и Freedom. В 2022 году в проактивный формат переведены еще 3 услуги (назначение АСП, назначение единовременной выплаты на погребение и назначение государственного пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», награжденным орденами «Материнская слава» I и II степени»).
Кроме того, в целях упрощения процесса получения услуг в eGov Mobile реализована проактивно-композитная услуга по рождению посредством PUSH уведомления. Упрощен порядок подписания электронных документов и процессов. Введенный в действие Административный процедурно-процессуальный кодекс заложил правовую основу для возможности оказания госуслуг в режиме автоподписания, когда результат формируется и выдается информационной системой автоматически, без участия госслужащих.
Упрощен и максимально прозрачен процесс получения 10 соток, которые должен получить каждый казахстанец. Теперь путем автоматизации данный процесс займет всего 5 минут. Исторические данные об «очередниках» МИО переданы в Публичную кадастровую карту ИС «Единый государственный кадастр недвижимости».