в

Возможно ли второе рождение бродяги? Да, и государство этому поможет

Фото: инстаграм-аккаунт Центра ресоциализации Усть-Каменогорска

Люди без определенного места жительства — бич современного общества. Лишний раз никто не хочет связываться с людьми, которые оказались за бортом того, что мы называем «нормальной жизнью».

В США, например, подобный образ жизни научились считать свободным выбором гражданина, независимо от того, какие жизненные обстоятельства привели к такому выбору.

В Казахстане положение Конституции о том, что высшей ценностью государства является человек, — не просто декларативное заявление. У нас в стране государство предпринимает особые усилия, чтобы помочь людям изменить образ жизни на более социальный.

Например, в центрах ресоциализации асоциальные люди могут находиться от года до полутора лет. Там их отмывают, лечат, кормят, пытаются восстановить документы, трудоустроить.

Фото: инстаграм-аккаунт Центра ресоциализации Усть-Каменогорска

Вновь стать полноценными членами общества у некоторых попросту не получается. Причем, не всегда по объективным факторам: для некоторых такой образ жизни действительно личный выбор. Алкоголизм, нежелание трудиться – основные причины. К моменту попадания в центр характер, личность, мировоззрение, отношение к социуму часто уже искажены.

Фото: инстаграм-аккаунт Центра ресоциализации Усть-Каменогорска

Но вернуться к нормальной жизни шанс есть всегда, считают сотрудники центра.

«Многие бывшие получатели услуг центра создали семьи, работают. Например, 70-летний Валентин, родом из России, после освобождения обратился в наш центр за помощью. Здесь он встретил будущую спутницу жизни Галину. После успешного процесса ресоциализации в центре, семейная пара направлена в ЦОССУ в поселке Первомайский, — рассказывает психолог КГУ «Центр ресоциализации лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» акимата г. Усть-Каменогорска Алуа Мамытова. — Еще двое получателей услуг работают в подрядной организации ТОО «Казцинк».

Именно алкогольная зависимость является главной причиной асоциального образа жизни, на второй позиции — безработица, на третьей — семейные проблемы.

Фото: инстаграм-аккаунт Центра ресоциализации Усть-Каменогорска

В основном, лицами БОМЖ становятся мужчины среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Но за последние несколько лет в Усть-Каменогорске увеличилось число молодых людей, занимающихся бродяжничеством. Некоторые из них освободились из мест лишения свободы и не могут найти свое место в обществе. Или не хотят.

Фото: инстаграм-аккаунт Центра ресоциализации Усть-Каменогорска

«Прием в центр идет по личному обращению лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или по направлению таких лиц представителями уполномоченных органов в сфере здравоохранения, внутренних дел. А также при доставке сотрудниками мобильной службы «Социальный патруль», — говорит Алуа Мамытова. – На содержание в центре одного человека в день выделяется 4006 тенге. Это с учетом зарплаты обслуживающего персонала и социальных работников. Центр способен разместить 105 человек».

Существует понятие как средний стаж бездомности — срок, который человек проводит на улице до момента, когда ему помогают выбраться. Этот показатель отражает качество работы системы реабилитации в стране. В европейских странах это от 10 (Норвегия) до 14 (Франция) месяцев.

В Канаде средний стаж бездомности примерно пять лет.

В Италии в 2016 году большинство бездомных людей имели стаж бездомности — два года,  21% — четыре и более лет.

В Казахстане, по данным из открытых источников, высока доля бездомных со стажем от двух до пяти лет – 37 процентов. Через год под воздействием неблагоприятных обстоятельств, эти люди могут пополнить ряды бездомных с длительным стажем, от 6-10 лет. А таких и без того около 18 процентов от общего количества.

Анализируя опыт других стран, понятно, что практика помощи лицам БОМЖ разная, но, все же, имеет общие черты. Зачастую ограничивается подкармливанием на улице и снабжением одеждой. Единого и быстрого решения проблемы не существует.

Обратимся за ответами к истории и опыту других стран.

В Советском Союзе лиц БОМЖ за бродяжничество и тунеядство грозили исправительные работы или вовсе тюрьма. Но, как мы помним, формально в Советском Союзе не было и безработных – каждый гражданин трудоспособного возраста обязан быть трудоустроен, и понятия, например, бизнесмен или самозанятый, просто не существовало.

Впрочем, в Канаде и сейчас существует уголовная ответственность за бродяжничество, но, как правило, уголовное преследование именно за это не применяют на практике, наказывая за правонарушения, которые совершают бродяги. В Канаде такие, казалось бы, жестокие условия тоже имеют свое оправдание.  Климат даже на большей части территории страны схож с казахстанским: например, морозная зима. И в «естественных условиях» бродягам в суровое время года просто не выжить, а тюремное заключение может сохранить жизнь.

Как бы ни относились вы лично к проблеме бездомных людей, ведущих асоциальный образ жизни, но, с точки зрения общества в целом, это не лучший выбор для человека, и всегда остается надежда не просто вернуть его в более цивилизованные социальные условия, но и помочь ему фактически обрести новую, осмысленную жизнь. Второе рождение.

Фото: инстаграм-аккаунт Центра ресоциализации Усть-Каменогорска
Тема непростая и неоднозначная. Мы планируем подробно исследовать казахстанское общество во всех его проявлениях. И жизнь бродяг мы тоже хотели бы исследовать. Хотя бы для того, чтобы понять, почему они выбрали именно такой путь, раз есть реальные возможности с государственной помощью его изменить.

Фото: инстаграм-аккаунт Центра ресоциализации Усть-Каменогорска

В Усть-Каменогорске установят 21 новый сфетофор

Хватит ли своего газа на сёла Восточного Казахстана? А на города?