Соответствующий проект от отдела ЖКХ областного центра разместили в базе нормативно-правовых актов. Разработчиком указано ТОО «Центр «Содействие устойчивому развитию РК».
До конца 2027 года планируется провести модернизацию инфраструктуры по управлению коммунальными отходами, ввести раздельный сбор мусора, развить систему переработки и утилизации коммунальных отходов, обеспечить безопасное захоронение коммунальных отходов, повысить осведомлённость общественности по управлению отходами и заодно улучшить административное управление коммунальными отходами в городе.
Разработчики уверены в том, что реализация этой программы приведет к совершенствованию системы управления коммунальными отходами в Усть-Каменогорске. В частности, к развитию системы раздельного сбора, транспортировки, переработки коммунальных отходов, повышению доли утилизации и переработки отходов, уменьшению объемов отходов, направляемых на захоронение, повышению осведомленности населения по обращению отходами.
Также она поспособствует минимизации негативного влияния коммунальных отходов на окружающую среду в городе и Восточно-Казахстанской области, достижению национальных показателей Республики Казахстан в сфере управления коммунальными отходами.
По данным министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК, ежегодно в Казахстане образуется 4,5-5 млн. твердых бытовых отходов. Сбор и вывоз коммунальных отходов, по данным Бюро национальной статистики, ежегодно составляет 3,5-4,0 млн. тонн.
За 2021 год услугами по сбору и вывозу ТБО по всей республике обеспечены 82% населения, по Восточно-Казахстанской области — 59 %. По информации отдела ЖКХ, охват населения сбором и вывозом ТБО в г. Усть-Каменогорск на 2021 год составляет примерно 65%.
При этом, по данным статистики, в Усть-Каменогорске образуется 66000-67000 тонн коммунальных отходов в год.
Источниками образования коммунальных отходов являются частные домохозяйства, многоквартирные дома, офисные здания, коммерческие предприятия, бизнес-центры, промышленные предприятия и общественные организации, государственные учреждения, детские сады, школы, больницы, субъекты сельского хозяйства, торговые учреждения, рынки, базары и другие места образования коммунальных отходов.
Основная доля образования отходов приходится на отходы домашних хозяйств — 77%, 18% составляют отходы производства (приравненные к бытовым), 2% — мусор, собранный с улиц, 0,03% — рыночные отходы.
Утверждается, что в Усть-Каменогорске зарегистрировано 10980 предприятий. И более 7500 из них не охвачены услугами по сбору и вывозу ТБО или пользуются услугами компаний, которые не соответствуют требованиям законодательства, не сдают отчеты — то есть фиктивных.
Низкий охват сбором и вывозом приводит к несанкционированным свалкам в городе. Всего по городу 490 контейнерных площадок. Контейнеры принадлежат субъектам предпринимательства, осуществляющие сбор и вывоз коммунальных отходов, ТОО «ОскеменСпецКоммунТранс», ТОО «Оскемен-Тазалык».
Ремонт, замену, закуп контейнеров и другой необходимой инфраструктуры специализированные компании осуществляют за счет собственных средств.
На сегодняшний день, по информации от данных субъектов, 40% контейнерного парка требует обновления. При этом порядка 140 тысяч горожан вообще не охвачены услугами по вывозу ТБР, а 20 процентов из 209 охваченных тысяч не платят за вывоз мусора.
Для модернизации системы сбора и транспортировки коммунальных отходов необходимо выполнение следующих мероприятий:
- Инвентаризация всех контейнерных площадок. Определение потребности в ремонте контейнерных площадок, замене и доукомплектовании контейнерами.
- Доукомплектование парка контейнеров, обновление парка мусоровозов для обеспечения своевременного вывоза ТБО.
- Наличие на всех мусоровозах спутниковых навигационных систем. Обеспечение доступа для МИО к спутниковым навигационным системам МВО.
- Заключение публичных договоров с населением на услуги по сбору и транспортировке ТБО.
- Повышение охвата сбором и транспортировкой ТБО у юридических лиц.
Для внедрения системы раздельного сбора необходимо выполнение следующих мер:
- Обеспечения установки контейнеров для раздельного сбора сухой фракции ТБО на всех КП и обеспечения раздельного вывоза вторичного сырья.
- Организация системы сбора и восстановления опасных составляющих коммунальных отходов.
- Организация специальных мест и определения специализированной компании для транспортировки КГО и строительных отходов, образующихся у населения.
Для развития системы переработки и утилизации коммунальных отходов будут выполнены следующие мероприятия:
- Проведение исследований по морфологическому составу коммунальных отходов
- Усиление взаимодействия МИО со специализированными предприятиями по восстановлению отходов.
- Анализ существующих технологии по переработке пищевых, крупногабаритных и строительных отходов. Проработка вопроса сжигания не перерабатываемой фракции ТБО на цементных заводах
Для улучшения административного управления коммунальными отходами в городе предлагаются следующие меры:
- Определение через тендеры субъектов по сбору и транспортировке ТБО и установление требований согласно экологическому законодательству.
- Распределение города на оптимальные участки и установление порядка оказания услуг субъектами по сбору и транспортировке ТБО.
- Предоставление доступа к сведениям о регистрации населения для МВО без передачи персональных данных
- Создание единого расчетно-финансового центра для всех коммунальных услуг.
- Своевременный и экономически обоснованный пересмотр, индексация тарифов на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО